18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Юбер Мартен готовит беспрецедентный проект в ГМИИ

В 2020 году, когда главное здание музея закроется на реконструкцию, французский куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили новый проект Жан-Юбер Мартена, беспрецедентный по размаху и замыслу. Задуманный вместе с московским музеем, он состоится в начале 2020 года под названием «Древние украли все наши идеи» (цитата из Марка Твена).

Жан-Юбера Мартена вряд ли надо представлять. Его яркие, порой экстравагантные выставочные проекты, максимально расширяющие границы того, что принято считать искусством, вызывают одновременно восхищение и критику как у прессы, так и у зрителя, каждый раз становясь заметным событием, куда ломится публика. Таким событием была и недавняя выставка «Карамболь» в Гран-пале в Париже. Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, под сильным впечатлением от этой экспозиции она предложила Мартену что-то подобное сделать и в Москве.

Мартен связан с Россией большими знаковыми проектами. В легендарных уже «Москва — Париж» (1979) и «Париж — Москва» (1981) он выступал сокуратором, а в 2009 году был куратором основного проекта III Московской биеннале современного искусства, поэтому с воодушевлением подхватил идею Лошак.

Но почему этот проект нужно обсуждать настолько заранее, почти за три года до выставки?

Во-первых, к 2020 году главное здание музея закроется на реконструкцию, и куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы, где останутся только цветаевские слепки, которые предполагается включить в экспозицию. Во-вторых, Мартену предстоит посетить множество столичных и провинциальных музеев для подбора экспонатов, причем музеев непрофильных и самых что ни на есть экзотических, если учесть, что речь идет о выставке в художественном музее. Это Геологический музей, Зоологический музей, Дарвиновский музей, петербургская Кунсткамера и другие этнографические музеи. Дело в том, что главная кураторская идея Мартена — свести в одном пространстве разные эпохи, культуры и цивилизации, произведения искусства и самые неожиданные артефакты.

«Мы все привыкли к тому, что выставки в музее делаются по историческому принципу, по правилам истории искусства, выработанным еще в XIX веке. Мне же хочется, чтобы зритель испытал эмоции, смотрел и размышлял, как это происходит в театре или на концерте. Мы же не приходим туда за информацией!» — говорит куратор. Именно с этой целью артефакты, подобранные в непрофильных собраниях, будут соседствовать с произведениями искусства разных эпох (живопись, графика, скульптура) из самого ГМИИ и других художественных музеев — как российских, так и западных.

Но это вовсе не значит, поясняет Мартен, что экспозиция станет чем-то вроде кабинета древностей и раритетов, которыми увлекались коллекционеры Европы и России прошлых веков. Все эти предметы из разных культур, цивилизаций и эпох: произведения искусства и артефакты из Африки и Океании, исламское и западноевропейское искусство — выстроят в четко продуманную драматургию, составленную пока что приблизительно из 30 самых разных визуально разворачивающихся историй. Это, например, пять чувств, переданных с помощью аллегорических (и не очень) произведений искусства, это война и смерть, красота и уродство, особенности карнавальной культуры и даже знаковые (то есть документальные) истории самого ГМИИ — от знаменитой выставки картин из Дрезденской галереи в 1955 году до «Декабрьских вечеров», идея проведения которых принадлежит Ирине Антоновой, фигура которой уникальна уже сама по себе.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+