18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куратор Жан-Юбер Мартен вновь играет без правил, смешав на выставке в Гран-пале все эпохи и жанры

№41
Материал из газеты

От первобытного искусства и сатиры XVI века до кино, комиксов и арт-объектов

Что может быть общего у «глазастого идола» из Месопотамии, насквозь пробитой брони, которая не уберегла офицера в Ваграмской битве в 1809 году, и изящно изрезанного холста Лучо Фонтаны? Ничего, разве что дырки.

Дырки так дырки. Но в случае выставки Карамболяж в Гран-Пале неправильных ответов быть не может, потому что куратор Жан-Юбер Мартен предоставляет зрителям, да и себе тоже, полную свободу: его кураторская концепция заключается в ее отсутствии. Никаких тем и хронологий. Смотрите, фантазируйте, восхищайтесь, негодуйте. Словом, получайте удовольствие от искусства.

«Карамболяж» — это французский бильярд без луз, где главное — ударить своим шаром в два других. Примерно по тем же правилам устроена и выставка. Произведения искусства у Мартена взаимодействуют по формальному принципу. Идут одно за другим, как кадры в нарративном фильме. Никакого родства культур, жанров или стилей. Более того, куратор старался отбирать работы, нетипичные для своего времени. Как, например, вынесенный на афишу выставки фламандский сатирический диптих XVI века неизвестного автора. Во Франции в нем сразу бы разглядели, скорее всего, раблезианские традиции, но у Фландрии хватает и своих скабрезностей, которые питали местную иконографию. От саркастической кисти художников не уходила ни одна человеческая слабость.

Экспрессивность — главный пропуск на выставку Юбера. Помимо этого смотрел куратор и на актуальность произведения искусства, чтобы оно перекликалось с днем сегодняшним. На выставке нет даже привычных табличек с названием и краткой аннотацией — они перенесены на отдельную стену, чтобы не отвлекать от «здесь и сейчас». Так, по соседству оказались Франсуа Буше и Альберто Джакометти, Рембрандт и Ман Рэй, Альбрехт Дюрер и современная французская художница Аннетт Мессаже и еще более 150 работ, начиная с железного века и заканчивая веком уже XXI.

Жан-Юбер Мартен, один из первооткрывателей московского авангардиста Ильи Кабакова для европейской арт-сцены, специалист по современному искусству и ценитель африканских художников, а кроме прочего, автор проекта Шанель. По законам искусства в ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор 2-й Московской биеннале, с этой выставкой идет ва-банк.

Мартен уверен, что прежняя выставочная модель, которая опиралась на историю искусства, устарела. Сегодняшний зритель, его вкусы формируются под влиянием кино, комиксов, медиа и Интернета, поэтому необходимо найти новый формат, новую выставочную структуру, которая апеллировала бы к эмоциям. Музейщики наверняка будут журить Мартена за потакание вкусам массового зрителя, но его идея наверняка придется по вкусу коллекционерам-любителям. Ведь Карамболяж — это, по сути, и есть богатое хаотичное собрание, про которое обычно говорят: «Покупаю все, что нравится».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+