18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Куратор Жан-Юбер Мартен вновь играет без правил, смешав на выставке в Гран-пале все эпохи и жанры

№41
Материал из газеты

От первобытного искусства и сатиры XVI века до кино, комиксов и арт-объектов

Что может быть общего у «глазастого идола» из Месопотамии, насквозь пробитой брони, которая не уберегла офицера в Ваграмской битве в 1809 году, и изящно изрезанного холста Лучо Фонтаны? Ничего, разве что дырки.

Дырки так дырки. Но в случае выставки Карамболяж в Гран-Пале неправильных ответов быть не может, потому что куратор Жан-Юбер Мартен предоставляет зрителям, да и себе тоже, полную свободу: его кураторская концепция заключается в ее отсутствии. Никаких тем и хронологий. Смотрите, фантазируйте, восхищайтесь, негодуйте. Словом, получайте удовольствие от искусства.

«Карамболяж» — это французский бильярд без луз, где главное — ударить своим шаром в два других. Примерно по тем же правилам устроена и выставка. Произведения искусства у Мартена взаимодействуют по формальному принципу. Идут одно за другим, как кадры в нарративном фильме. Никакого родства культур, жанров или стилей. Более того, куратор старался отбирать работы, нетипичные для своего времени. Как, например, вынесенный на афишу выставки фламандский сатирический диптих XVI века неизвестного автора. Во Франции в нем сразу бы разглядели, скорее всего, раблезианские традиции, но у Фландрии хватает и своих скабрезностей, которые питали местную иконографию. От саркастической кисти художников не уходила ни одна человеческая слабость.

Экспрессивность — главный пропуск на выставку Юбера. Помимо этого смотрел куратор и на актуальность произведения искусства, чтобы оно перекликалось с днем сегодняшним. На выставке нет даже привычных табличек с названием и краткой аннотацией — они перенесены на отдельную стену, чтобы не отвлекать от «здесь и сейчас». Так, по соседству оказались Франсуа Буше и Альберто Джакометти, Рембрандт и Ман Рэй, Альбрехт Дюрер и современная французская художница Аннетт Мессаже и еще более 150 работ, начиная с железного века и заканчивая веком уже XXI.

Жан-Юбер Мартен, один из первооткрывателей московского авангардиста Ильи Кабакова для европейской арт-сцены, специалист по современному искусству и ценитель африканских художников, а кроме прочего, автор проекта Шанель. По законам искусства в ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор 2-й Московской биеннале, с этой выставкой идет ва-банк.

Мартен уверен, что прежняя выставочная модель, которая опиралась на историю искусства, устарела. Сегодняшний зритель, его вкусы формируются под влиянием кино, комиксов, медиа и Интернета, поэтому необходимо найти новый формат, новую выставочную структуру, которая апеллировала бы к эмоциям. Музейщики наверняка будут журить Мартена за потакание вкусам массового зрителя, но его идея наверняка придется по вкусу коллекционерам-любителям. Ведь Карамболяж — это, по сути, и есть богатое хаотичное собрание, про которое обычно говорят: «Покупаю все, что нравится».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+