18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская биеннале: история и структура из первых уст. Рассказывает комиссар

Во второй половине сентября в Москве откроется V Московская биеннале. Ее тема — Больше света, основной проект представят в Центральном выставочном зале «Манеж». Куратором была выбрана Катрин де Зегер — феминистка, критик, редактор и куратор Сиднейской биеннале 2012 года, директор Музея изобразительных искусств в бельгийском Генте. В биеннале примут участие 80 художников со всего мира, в том числе около 10 из России. О структуре и организационных деталях мероприятия рассказал ее комиссар Иосиф Бакштейн.

Проект Московской биеннале современного искусства в начале 2000-х буквально витал в воздухе, часто обсуждался на разных уровнях. В 2003 году Иосиф Бакштейн вместе с Евгением Зябловым и Виктором Мизиано начал работу над его реализацией. В проведении этого мероприятия организаторы, по словам Бакштейна, ориентировались на уже ставшие успешными Лионскую и Стамбульскую биеннале. Структура Московской биеннале сложилась с самого начала: это основной проект, специальные проекты и параллельная программа. Принцип Венецианской биеннале не подходил для Москвы, так как в этом случае современное искусство представляется национальными павильонами.

Основной проект первой Московской биеннале 2005 года Диалектика надежды проходил в самом центре Москвы, в бывшем Музее В. И. Ленина, так как никаких «винзаводов» и «гаражей» еще не было. Была приглашена целая группа мировых кураторских звезд: Даниель Бирнбаум (Швеция, Германия), Ярослава Бубнова (Болгария), Николя Буррио (Франция), Роза Мартинес (Испания) и Ханс Ульрих Обрист (Швейцария, Франция). Некоторые из них теперь входят в экспертный совет Московской биеннале.

Основные проекты последующих биеннале проводились и в строящемся здании башни «Федерация», где общественность порадовали надеванием строительных касок в целях безопасности, и в одном из самых главных магазинов Москвы — ЦУМе, и в мельниковском гараже, где в то время находился Центр современной культуры «Гараж» (куратором тогда был легендарный Жан-Юбер Мартен).

Московская биеннале — это некоммерческая организация, художественный фонд — так гласит ее устав. У мероприятия, помимо комиссара, есть два совета и одна комиссия. Экспертный совет — основная его функция заключается в том, чтобы выбирать куратора. В своих решениях члены совета ориентируются на актуальные тенденции интернациональной художественной сцены. Например, в 2011 году, на пике популярности активистского искусства, экспертный совет выбрал куратором IV биеннале немецкого художника и теоретика медиаискусства Петера Вайбеля. Наблюдательный совет по уставу должен состоять из 15–28 человек. Они помогают решать все возникающие организационные вопросы. В состав наблюдательного совета входят Петр Авен («Альфа-банк»), Шалва Бреус (фонд «Артхроника»), Лен Блаватник, Дарья Жукова (ЦСК «Гараж»), Стелла Кесаева (Stella Art Foundation), Аля Тесис (журнал «Искусство»), Марк Гарбер (GHP GROUH), Антон Кудряшов (ОАО «Вымпелком») и другие.

Отборочная комиссия биеннале занимается просмотром заявок проектов специальной и параллельной программ.

По словам комиссара Бакштейна, «стоимость проведения Московской биеннале составляет примерно 90 млн руб., или около €2,3 млн. Для сравнения: средняя европейская биеннале (стамбульская, берлинская) обходится организаторам в €4–5 млн. Самая престижная азиатская биеннале — в Южной Корее, в Кванджу — стоит $10 млн. Самой дорогой была III Московская биеннале в 2009 году, ее основной проект проходил на площадке «Гаража» в Марьиной Роще.

Бюджет V Московской биеннале складывался так. Министерство культуры России выделило около 53 млн руб. Правительство Москвы впервые участвовало в проекте финансово и выделило 10 млн руб. Оставшаяся сумма собирается из средств спонсоров, членов наблюдательного совета и международных грантов. Если присутствие художника необходимо при монтаже, он приезжает за счет биеннале».

Как рассказала директор выставочных программ биеннале Анна Морочник, «в проекте 2013 года участвуют около 80 художников, из которых почти 15% — русские. На данный момент известны такие имена: Аслан Гайсумов, арт-группа из Ижевска «Город Устинов», Михаил Лукашевский, Александра Паперно. Из зарубежных художников: Вангеху Муту (Кения, США), Мона Хатум (Ливан, Великобритания), Иона Фридман (Венгрия, Франция), Гета Братеску (Румыния)». Одновременно с основным проектом биеннале будут представлены около 40 спецпроектов и параллельная программа. Для художника важнее участие в основном проекте и в специальных: в этом случае его произведения попадают в каталог, тогда как выставки пааллельной программы только упоминаются в нем.

Комиссар биеннале Иосиф Бакштейн говорит: «Самая сложная задача — каждый раз сохранять и поддерживать статус интернационально значимого события. И мы все время убеждаемся в том, что выбранная нами в самом начале концепция проведения биеннале и ее структура оказались верны».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+