В Эрмитаже открылась выставка Дюрера из российских собраний

Эрхард Шён. Портрет Дюрера в возрасте 56 лет. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Эрхард Шён. Портрет Дюрера в возрасте 56 лет. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Поводом к ней стало 550-летие со дня рождения Альбрехта Дюрера — художника-универсала, защитника собственных авторских прав, гравюры которого выпускались огромными по тем временам тиражами и часто подделывались

Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, главные держатели наследия Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России, объединили усилия, чтобы показать около 200 его произведений. Почти все представленные отпечатки — прижизненные, в том числе такие хиты, как серии ксилографий «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Девы Марии», а также монументальная гравюра «Триумфальное шествие», исполненная художником по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи; из рисунков — «Мадонна с Младенцем». Есть и примеры раскрашенных гравюр (правда, раскраска выполнена позднее).

Резьба по дереву

«И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел ремеслу. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и, когда считали 1486 год от рождества Христова, в день Св. Эндреса, договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаэлю Вольгемуту, с тем чтобы я служил у него три года». Эту запись Дюрер сделал в возрасте 15 лет (цитата по двухтомнику «Дневники, письма, трактаты», перевод Цецилии Нессельштраус, ученицы Николая Пунина). Юноша, родившийся и проживший всю жизнь в просвещенном Нюрнберге, не ошибся в выборе дальнейшего пути. Хотя его прославили не картины. Даже несмотря на то что два автопортрета (1498 и 1500 годов, второй — в образе Христа) прочно вошли в масскульт.

Коньком Дюрера стала ксилография, или гравюра на дереве. Много позже, в 1509 году, в одном из писем художник заметил: «…Я буду держаться гравирования. И если бы я делал это до сих пор, я был бы сегодня на 1000 гульденов богаче». Вырезать изображение на деревянной доске было сложнее, чем на доске металлической, однако всеми этими навыками он овладел.

Альбрехт Дюрер. Этюд мужской головы, слева чертеж с пропорциями. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. Этюд мужской головы, слева чертеж с пропорциями.
Фото: Государственный Эрмитаж

Юный ученик пробыл в мастерской Вольгемута оговоренный срок. Как утверждают исследователи творчества Дюрера, он застал подготовку богато иллюстрированного ксилографиями (почти 2 тыс. изображений) издания «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя. Книга была выпущена в 1493 году типографией Антона Кобергера, крупного европейского издателя, к тому же крестного отца Дюрера.

Но сам художник посвятил первую половину ­1490-х годов путешествиям. Германия, Швейцария, Италия… В перерывах между поездками он женился на Агнесе Фрей, на приданое Дюрер смог открыть собственное дело.

В 1495 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и открывает гравировальную мастерскую. Его цель вполне прагматична — наполнить рынок Южной Германии «линейкой» ксилографий: от недорогих оттисков, которые будут продаваться на городских площадях во время религиозных праздников, до изысканных оттисков для ценителей. В них будет создаваться ощущение объемного изображения за счет сложной штриховки и изменяемой толщины линий.

Такой исполнена «Мужская купальня» (1497). На первом плане — братья Стефан и Лукас Паумгартнеры, заказчики алтаря для Катариненкирхе в Нюрнберге. Человек, пьющий из кружки, — это Виллибальд Пиркхеймер, немецкий гуманист, ближайший друг Дюрера. Он спонсировал поездки художника в Италию. Персонаж, который опирается на колонку с водой, предположительно, Михаэль Вольгемут. Смелые искусствоведы предполагают, что на самом деле это Дюрер. Они же считают, что автопортретами являются изображения мужчины, играющего на дудочке, и юноши, который издали наблюдает за теплой компанией. Радикальные интерпретаторы убеждены, что Дюрер изобразил четыре человеческих темперамента. Мужчина с цветком — сангвиник, его сосед (который с банным скребком) — холерик, гражданин Нюрнберга с кружкой — флегматик, а их товарищ у колонки — типичный меланхолик.

В 1498 году Дюрер издает «Апокалипсис» — 15 ксилографий на темы Откровения Иоанна Богослова. Центральный лист «Апокалипсиса» — «Четыре всадника», изображение четырех зол, угрожающих человечеству. Художник берет на себя все основные этапы: рисует, следит за резкой досок, печатает оттиски и контролирует продажи тиража. Фанаты Дюрера до недавнего времени настаивали, что и резьбой он сам занимался. Но дотошные искусствоведы, зная его «послужной список» этого времени — три десятка гравюр резцом и ксилографий, не говоря уже о картинах, — доказали, что художник физически не успел бы заняться резьбой.

Альбрехт Дюрер. «Апокалипсис. Четыре всадника». Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Апокалипсис. Четыре всадника». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ксилография много лет занимала Дюрера, постоянно конкурируя с резцовой гравюрой. В этой технике исполнена шедевральная гравюра на меди «Адам и Ева» (1504). Мастер эпохи Возрождения как бы заново, «забыв» уроки античности, ищет идеальные пропорции человеческого тела. И находит их.

Носорог и другие

Пик занятий ксилографией пришелся на 1507–1511 годы, когда вышли новое издание «Апокалипсиса», «Большие Страсти», а также серия «Жизнь Девы Марии», состоящая из 19 листов и посвященная Каритас Пиркхеймер, аббатисе монастыря Святой Клары в Нюрнберге.

«Малые Страсти» служили иллюстрированной Библией для неграмотного по большей части населения. Это самая крупная серия, когда-либо издававшаяся Дюрером. В собрании ГМИИ им. Пушкина находятся три листа их прижизненного издания 1511 года: «Взятие Христа под стражу», «Явление Христа Богоматери» и «Страшный суд». Впервые демонстрируются раскрашенные ксилографии из этой серии, они относятся к XVI веку. Вскоре Дюрер занялся исполнением гигантских заказов для Максимилиана I Габсбурга, прославляющих его деяния. Над «Триумфальной процессией» и «Триумфальной аркой» работало несколько команд художников. Дюреру принадлежит общий эскиз «Триумфальной арки» и несколько фрагментов обоих коллажей. «Арка» состоит из 36 склеенных встык оттисков, для изготовления которых использовали 192 доски. Ее размеры — 3 на 3,5 м. Это единственный поздний отпечаток в эрмитажной экспозиции, он был сделан в 1799 году с досок 1515-го). «Процессия» должна была состоять из 210 гравюр, до смерти императора художники успели исполнить 139. Общая длина «фриза» — 54 м. На выставке можно увидеть также ксилографированный портрет надменного правителя.

Альбрехт Дюрер. «Носорог». Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Носорог».
Фото: Государственный Эрмитаж

Работа на императора обеспечила художнику экономическую независимость. Но важнейшей ксилографией 1510-х годов, а может быть, и всего творчества Дюрера стал «Носорог». Фантастическое изображение животного в панцире, латах, с чешуей на ногах и витым мини-рогом на загривке несколько столетий воспроизводилось в учебниках зоологии. Про альбомы по искусству и говорить нечего.

Животное привезли в мае 1515 года в Лиссабон из Гоа как дипломатический подарок. Дюрер носорога не видел и пользовался описаниями разных свидетелей с богатым воображением. Но фраза из текста, которым художник снабдил ксилографию, может стать ключом: «Говорят также, что носорог быстрый, веселый и подвижный зверь». Как и отсутствие упоминания о втором роге. Скорее всего, хорошо образованный для своего времени, он сознательно дал волю собственной фантазии в изображении носорога. Ему важна не морфология, а человеческие эмоции.

Образ оказался убедительным более чем на 200 лет вперед. Веру в Дюрера не поколебало даже появление в литературе XVII века изображений двурогих африканских носорогов. И даже когда в 1741–1758 годах по Европе проехала с гастролями индийская носорожиха Клара, произведение Дюрера сохранило первое место в истории анималистического жанра. Реплика «Носорога» размещена на воротах Пизанского собора.

Представленный на выставке оттиск «Носорога» относится к первому изданию, сделанному с доски, еще не поврежденной трещиной. На этой гравюре лучше всего рассматривать монограмму Дюрера.

Товарный знак

В печатной графике монограмма впервые возникает на резцовых гравюрах «Мадонна с кузнечиком» (1495) и знаменитых «Четырех ведьмах» (1497). Потом на упомянутой ксилографии «Мужская купальня». Классический вид монограмма AD приобретает в 1501 году. Гравюры Дюрера стали, мягко говоря, копировать начиная с 1494-го. Позже с удвоенной энергией взялись и за монограмму.

Альбрехт Дюрер. «Портрет Максимилиана I». Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Портрет Максимилиана I». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Текст колофона (последняя страница) изданий 1511 года «Жизнь Девы Марии», «Большие Страсти» и «Апокалипсис» завершается словами: «Горе тебе, обманщик и вор чужого труда и чужих выдумок, да не придет тебе в голову наложить свои наглые руки на эти произведения! Ибо позволь тебе сказать, что нам пожалована привилегия прославленнейшим императором Священной Римской империи Максимилианом, и никто не может ни копировать и перепечатывать эти картины, ни продавать свои отпечатки в областях империи. Если же ты, либо по пренебрежению, либо руководимый преступной алчностью, ослушаешься, будь уверен, что ты можешь рассчитывать на конфискацию твоей собственности и строжайший штраф».

Дюрер как трофей

Если печатной графики Дюрера в российских музеях сотни листов, то с ручной гораздо сложнее. Есть всего около 30 рисунков. Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции Ивана Бецкого, президента Академии художеств в екатерининские времена. «Аллегорию справедливости» покупала сама императрица. Как и «Автопортрет в рост», который находится в собрании ГМИИ. Последний рисунок отправился в 1932 году из Эрмитажа на печально известные советские распродажи. Но его «подвела» плохая сохранность: в XIX веке он находился в постоянной экспозиции музея. Вернулся назад в простой антикварный магазин.

Недавно на выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» были показаны «Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем» из собрания Алексея Сидорова. Большая часть остальных рисунков Дюрера в музейном фонде относится к так называемому трофейному искусству и попала в СССР после 1945 года.

Выставка Дюрера развернута в Николаевском зале Зимнего дворца, где год назад гостил Рафаэль. Они были современниками, переписывались и, если верить Джорджо Вазари, обменивались работами. Существует предположение, что на фреске «Изгнание Илиодора из храма» в папском дворце Рафаэль изобразил себя и Дюрера. Как лучших художников своего времени. 

Специально к выставке генеральный спонсор — банк ВТБ — готовит образовательную программу, которая включает в себя виртуальную прогулку по экспозиции «Культурный гид» и музыкальный проект. К открытию выставки художественный руководитель musicAeterna Теодор Курентзис, композиторы — резиденты Дома Радио Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, дирижер musicAeterna Федор Леднев и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский подготовили плейлисты, которые стали своего рода саундтреком к экспозиции. Это и музыка современников Дюрера, и сочинения, написанные намного раньше, и композиции сегодняшних авторов.

Государственный Эрмитаж
«Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»
До 28 марта 2022

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+