В Эрмитаже открылась выставка Дюрера из российских собраний

Эрхард Шён. Портрет Дюрера в возрасте 56 лет. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Эрхард Шён. Портрет Дюрера в возрасте 56 лет. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Поводом к ней стало 550-летие со дня рождения Альбрехта Дюрера — художника-универсала, защитника собственных авторских прав, гравюры которого выпускались огромными по тем временам тиражами и часто подделывались

Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, главные держатели наследия Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России, объединили усилия, чтобы показать около 200 его произведений. Почти все представленные отпечатки — прижизненные, в том числе такие хиты, как серии ксилографий «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Девы Марии», а также монументальная гравюра «Триумфальное шествие», исполненная художником по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи; из рисунков — «Мадонна с Младенцем». Есть и примеры раскрашенных гравюр (правда, раскраска выполнена позднее).

Резьба по дереву

«И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел ремеслу. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и, когда считали 1486 год от рождества Христова, в день Св. Эндреса, договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаэлю Вольгемуту, с тем чтобы я служил у него три года». Эту запись Дюрер сделал в возрасте 15 лет (цитата по двухтомнику «Дневники, письма, трактаты», перевод Цецилии Нессельштраус, ученицы Николая Пунина). Юноша, родившийся и проживший всю жизнь в просвещенном Нюрнберге, не ошибся в выборе дальнейшего пути. Хотя его прославили не картины. Даже несмотря на то что два автопортрета (1498 и 1500 годов, второй — в образе Христа) прочно вошли в масскульт.

Коньком Дюрера стала ксилография, или гравюра на дереве. Много позже, в 1509 году, в одном из писем художник заметил: «…Я буду держаться гравирования. И если бы я делал это до сих пор, я был бы сегодня на 1000 гульденов богаче». Вырезать изображение на деревянной доске было сложнее, чем на доске металлической, однако всеми этими навыками он овладел.

Альбрехт Дюрер. Этюд мужской головы, слева чертеж с пропорциями. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. Этюд мужской головы, слева чертеж с пропорциями.
Фото: Государственный Эрмитаж

Юный ученик пробыл в мастерской Вольгемута оговоренный срок. Как утверждают исследователи творчества Дюрера, он застал подготовку богато иллюстрированного ксилографиями (почти 2 тыс. изображений) издания «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя. Книга была выпущена в 1493 году типографией Антона Кобергера, крупного европейского издателя, к тому же крестного отца Дюрера.

Но сам художник посвятил первую половину ­1490-х годов путешествиям. Германия, Швейцария, Италия… В перерывах между поездками он женился на Агнесе Фрей, на приданое Дюрер смог открыть собственное дело.

В 1495 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и открывает гравировальную мастерскую. Его цель вполне прагматична — наполнить рынок Южной Германии «линейкой» ксилографий: от недорогих оттисков, которые будут продаваться на городских площадях во время религиозных праздников, до изысканных оттисков для ценителей. В них будет создаваться ощущение объемного изображения за счет сложной штриховки и изменяемой толщины линий.

Такой исполнена «Мужская купальня» (1497). На первом плане — братья Стефан и Лукас Паумгартнеры, заказчики алтаря для Катариненкирхе в Нюрнберге. Человек, пьющий из кружки, — это Виллибальд Пиркхеймер, немецкий гуманист, ближайший друг Дюрера. Он спонсировал поездки художника в Италию. Персонаж, который опирается на колонку с водой, предположительно, Михаэль Вольгемут. Смелые искусствоведы предполагают, что на самом деле это Дюрер. Они же считают, что автопортретами являются изображения мужчины, играющего на дудочке, и юноши, который издали наблюдает за теплой компанией. Радикальные интерпретаторы убеждены, что Дюрер изобразил четыре человеческих темперамента. Мужчина с цветком — сангвиник, его сосед (который с банным скребком) — холерик, гражданин Нюрнберга с кружкой — флегматик, а их товарищ у колонки — типичный меланхолик.

В 1498 году Дюрер издает «Апокалипсис» — 15 ксилографий на темы Откровения Иоанна Богослова. Центральный лист «Апокалипсиса» — «Четыре всадника», изображение четырех зол, угрожающих человечеству. Художник берет на себя все основные этапы: рисует, следит за резкой досок, печатает оттиски и контролирует продажи тиража. Фанаты Дюрера до недавнего времени настаивали, что и резьбой он сам занимался. Но дотошные искусствоведы, зная его «послужной список» этого времени — три десятка гравюр резцом и ксилографий, не говоря уже о картинах, — доказали, что художник физически не успел бы заняться резьбой.

Альбрехт Дюрер. «Апокалипсис. Четыре всадника». Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Апокалипсис. Четыре всадника». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ксилография много лет занимала Дюрера, постоянно конкурируя с резцовой гравюрой. В этой технике исполнена шедевральная гравюра на меди «Адам и Ева» (1504). Мастер эпохи Возрождения как бы заново, «забыв» уроки античности, ищет идеальные пропорции человеческого тела. И находит их.

Носорог и другие

Пик занятий ксилографией пришелся на 1507–1511 годы, когда вышли новое издание «Апокалипсиса», «Большие Страсти», а также серия «Жизнь Девы Марии», состоящая из 19 листов и посвященная Каритас Пиркхеймер, аббатисе монастыря Святой Клары в Нюрнберге.

«Малые Страсти» служили иллюстрированной Библией для неграмотного по большей части населения. Это самая крупная серия, когда-либо издававшаяся Дюрером. В собрании ГМИИ им. Пушкина находятся три листа их прижизненного издания 1511 года: «Взятие Христа под стражу», «Явление Христа Богоматери» и «Страшный суд». Впервые демонстрируются раскрашенные ксилографии из этой серии, они относятся к XVI веку. Вскоре Дюрер занялся исполнением гигантских заказов для Максимилиана I Габсбурга, прославляющих его деяния. Над «Триумфальной процессией» и «Триумфальной аркой» работало несколько команд художников. Дюреру принадлежит общий эскиз «Триумфальной арки» и несколько фрагментов обоих коллажей. «Арка» состоит из 36 склеенных встык оттисков, для изготовления которых использовали 192 доски. Ее размеры — 3 на 3,5 м. Это единственный поздний отпечаток в эрмитажной экспозиции, он был сделан в 1799 году с досок 1515-го). «Процессия» должна была состоять из 210 гравюр, до смерти императора художники успели исполнить 139. Общая длина «фриза» — 54 м. На выставке можно увидеть также ксилографированный портрет надменного правителя.

Альбрехт Дюрер. «Носорог». Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Носорог».
Фото: Государственный Эрмитаж

Работа на императора обеспечила художнику экономическую независимость. Но важнейшей ксилографией 1510-х годов, а может быть, и всего творчества Дюрера стал «Носорог». Фантастическое изображение животного в панцире, латах, с чешуей на ногах и витым мини-рогом на загривке несколько столетий воспроизводилось в учебниках зоологии. Про альбомы по искусству и говорить нечего.

Животное привезли в мае 1515 года в Лиссабон из Гоа как дипломатический подарок. Дюрер носорога не видел и пользовался описаниями разных свидетелей с богатым воображением. Но фраза из текста, которым художник снабдил ксилографию, может стать ключом: «Говорят также, что носорог быстрый, веселый и подвижный зверь». Как и отсутствие упоминания о втором роге. Скорее всего, хорошо образованный для своего времени, он сознательно дал волю собственной фантазии в изображении носорога. Ему важна не морфология, а человеческие эмоции.

Образ оказался убедительным более чем на 200 лет вперед. Веру в Дюрера не поколебало даже появление в литературе XVII века изображений двурогих африканских носорогов. И даже когда в 1741–1758 годах по Европе проехала с гастролями индийская носорожиха Клара, произведение Дюрера сохранило первое место в истории анималистического жанра. Реплика «Носорога» размещена на воротах Пизанского собора.

Представленный на выставке оттиск «Носорога» относится к первому изданию, сделанному с доски, еще не поврежденной трещиной. На этой гравюре лучше всего рассматривать монограмму Дюрера.

Товарный знак

В печатной графике монограмма впервые возникает на резцовых гравюрах «Мадонна с кузнечиком» (1495) и знаменитых «Четырех ведьмах» (1497). Потом на упомянутой ксилографии «Мужская купальня». Классический вид монограмма AD приобретает в 1501 году. Гравюры Дюрера стали, мягко говоря, копировать начиная с 1494-го. Позже с удвоенной энергией взялись и за монограмму.

Альбрехт Дюрер. «Портрет Максимилиана I». Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер. «Портрет Максимилиана I». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Текст колофона (последняя страница) изданий 1511 года «Жизнь Девы Марии», «Большие Страсти» и «Апокалипсис» завершается словами: «Горе тебе, обманщик и вор чужого труда и чужих выдумок, да не придет тебе в голову наложить свои наглые руки на эти произведения! Ибо позволь тебе сказать, что нам пожалована привилегия прославленнейшим императором Священной Римской империи Максимилианом, и никто не может ни копировать и перепечатывать эти картины, ни продавать свои отпечатки в областях империи. Если же ты, либо по пренебрежению, либо руководимый преступной алчностью, ослушаешься, будь уверен, что ты можешь рассчитывать на конфискацию твоей собственности и строжайший штраф».

Дюрер как трофей

Если печатной графики Дюрера в российских музеях сотни листов, то с ручной гораздо сложнее. Есть всего около 30 рисунков. Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции Ивана Бецкого, президента Академии художеств в екатерининские времена. «Аллегорию справедливости» покупала сама императрица. Как и «Автопортрет в рост», который находится в собрании ГМИИ. Последний рисунок отправился в 1932 году из Эрмитажа на печально известные советские распродажи. Но его «подвела» плохая сохранность: в XIX веке он находился в постоянной экспозиции музея. Вернулся назад в простой антикварный магазин.

Недавно на выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» были показаны «Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем» из собрания Алексея Сидорова. Большая часть остальных рисунков Дюрера в музейном фонде относится к так называемому трофейному искусству и попала в СССР после 1945 года.

Выставка Дюрера развернута в Николаевском зале Зимнего дворца, где год назад гостил Рафаэль. Они были современниками, переписывались и, если верить Джорджо Вазари, обменивались работами. Существует предположение, что на фреске «Изгнание Илиодора из храма» в папском дворце Рафаэль изобразил себя и Дюрера. Как лучших художников своего времени. 

Специально к выставке генеральный спонсор — банк ВТБ — готовит образовательную программу, которая включает в себя виртуальную прогулку по экспозиции «Культурный гид» и музыкальный проект. К открытию выставки художественный руководитель musicAeterna Теодор Курентзис, композиторы — резиденты Дома Радио Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, дирижер musicAeterna Федор Леднев и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский подготовили плейлисты, которые стали своего рода саундтреком к экспозиции. Это и музыка современников Дюрера, и сочинения, написанные намного раньше, и композиции сегодняшних авторов.

Государственный Эрмитаж
«Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»
До 28 марта 2022

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+