От Пуссена до Пикассо: графика из собрания Инны Баженовой в Москве

Никола Ланьо. «Портрет бородатого мужчины в берете». Фрагмент. Фото: In artibus
Никола Ланьо. «Портрет бородатого мужчины в берете». Фрагмент.
Фото: In artibus
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

На выставке в фонде In artibus можно увидеть французский рисунок XVI–XX веков из коллекции Инны Баженовой, основателя фонда и издателя The Art Newspaper. Экспозиция включает более сотни работ, охватывающих несколько веков французской графики

Это уже третья выставка европейской графики из частного собрания, проходящая в фонде In artibus. Задача этого цикла — показать широкой публике графику, которая крайне редко выходит на свет в буквальном смысле — как из-за условий экспонирования, так и по причине принадлежности к частной коллекции. А также показать рисунок не только как творческую кухню знаменитых мастеров, но и как самостоятельную область изобразительного искусства.

Экспозиция включает более сотни работ, охватывающих несколько веков французской графики — от Ренессанса до модернизма, которые позволяют проследить эволюцию местной школы Нового времени. К самым ранним на выставке относятся рисунки мастеров XVI века, близких школе Фонтенбло. Классицизм следующего столетия представлен графикой Никола Пуссена, а также неожиданно спокойным пейзажем Жака Калло, обычно крайнего затейника.

Антуан Ватто. «Голова ребенка». Около 1716 года. Фото: In artibus
Антуан Ватто. «Голова ребенка». Около 1716 года.
Фото: In artibus

Галантный век проиллюстрирован именами, без которых его невозможно представить: Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар. «Львиная охота» Эжена Делакруа и рисунки Теодора Жерико разворачивают перед нами картину романтизма; также за XIX век отвечают Оноре Домье, Камиль Коро, Франсуа Милле и пейзажи барбизонцев. Представителен и раздел импрессионистов — тут купальщицы Эдгара Дега, пейзаж Клода Моне, силуэты Анри де Тулуз-Лотрека и три рисунка Жоржа Сёра. Следующие поколения — это не менее громкие имена: Пьер Боннар, Андре Дерен, Альбер Марке, Анри Матисс, Одилон Редон и наконец Пабло Пикассо с рисунком к «Авиньонским девицам».

Амедео Модильяни. «Голова анфас». Около 1910-1911. Фото: In artibus
Амедео Модильяни. «Голова анфас». Около 1910-1911.
Фото: In artibus

Среди особых редкостей — портрет спящего Амедео Модильяни, выполненный Жанной Эбютерн, чье собственное наследие как художницы микроскопическое — едва ли два десятка работ, поэтому этот рисунок уникален. Два рисунка и живописный автопортрет художницы недавно были показаны на выставке «Музы Монпарнаса» в ГМИИ, что вызвало в России волну интереса к творчеству Эбютерн.

Особое внимание привлекает «африканский» рисунок Модильяни «Голова анфас», побывавший недавно на крупных ретроспективах художника в Лилле (Франция) и Хельсинки (Финляндия). В Москве он экспонируется впервые.

Фонд In artibus
«Французский рисунок из собрания Инны Баженовой»
11 декабря 2021 – 6 марта 2022

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+