По дороге из Берлина в Париж звезды европейской арт-сцены сошлись в Москве

Всего в экспозиции около 300 произведений. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Всего в экспозиции около 300 произведений.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
№96, ноябрь 2021
№96
Материал из газеты

Новая Третьяковка стала второй остановкой международного проекта «Многообразие/Единство». Среди 90 художников из 34 стран — Георг Базелиц, Гилберт и Джордж, Маурицио Каттелан, Аннетт Мессаже, Герхард Рихтер, Олафур Элиассон и их российские коллеги

Первый за долгое время в России передвижной проект «Многообразие / Единство» основан, скорее, на горизонтальных связях. Хотя у выставки имеются два главных организатора — Фонд искусства и культуры из Бонна, возглавляемый профессором Вальтером Смерлингом, и Государственная Третьяковская галерея, сюжет этот отнюдь не российско-немецкий, у него обширная география и богатый набор партнеров. В предмете же — современное европейское искусство от падения железного занавеса до наших дней. Ранее предполагалось, что выставка откроется сначала в Западном крыле Новой Третьяковки (она стояла в графике на ноябрь 2020 года), а затем отправится в Берлин и Париж. Однако планы подверглись корректировке из-за пандемии коронавируса. Старт проекту был дан в Берлине в июне 2021 года — выставка проходила в двух ангарах на территории бывшего аэропорта Темпельхоф. Москва становится вторым пунктом маршрута, Париж по-прежнему третий.

Выставка объединила работы около 90 художников. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Фрагмент экспозиции. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Герхард Рихтер. «31 мая 2015 года». 2015. Фото: Частная коллекция
Люси + Хорхе Орта. «Антарктическая деревня – Без границ». 2007. Фото: Thierry Bal
Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие». 2015. Фото: Bühnenbildprojekt, Opéra Garnier, Paris
Фрагмент экспозиции. Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Маурицио Каттелан. «Чезена 47 – А.Ч. Форнитуре. Суд 12». 1991. Фото: Courtesy of Maurizio Cattelan Archive
Выставка объединила работы около 90 художников.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Фрагмент экспозиции.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Герхард Рихтер. «31 мая 2015 года». 2015.
Фото: Частная коллекция
Люси + Хорхе Орта. «Антарктическая деревня – Без границ». 2007.
Фото: Thierry Bal
Ансельм Кифер. «Зимнее путешествие». 2015.
Фото: Bühnenbildprojekt, Opéra Garnier, Paris
Фрагмент экспозиции.
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Маурицио Каттелан. «Чезена 47 – А.Ч. Форнитуре. Суд 12». 1991.
Фото: Courtesy of Maurizio Cattelan Archive

Московская версия выставки близка к берлинской, изменения в списке имен и в составе произведений минимальны. Все интернациональные звезды присутствуют и у нас, их перечень внушителен — назвать хотя бы Георга Базелица, Монику Бонвичини, Эрвина Вурма, Гилберта и Джорджа, Илью и Эмилию Кабаковых, Маурицио Каттелана, Аннет Мессаже, Герхарда Рихтера, Мону Хатум, Олафура Элиассона, группу Slavs and Tatars. Суммарно в российской столице обещают показать около 300 произведений, созданных девятью десятками художников из 34 стран.

По словам Фаины Балаховской, участницы кураторской группы выставки, роль музеев и других институций в подготовке была относительно вторичной, поскольку во главу угла ставились мнения и воззрения художников. Все девять кураторов выступали скорее в качестве независимых экспертов и медиаторов, нежели чьих-то полномочных представителей. «Каждый из кураторов общался с художниками, — говорит Балаховская, — они вместе выбирали и решали, какие именно произведения должны быть показаны на выставке. Так что в данном случае важны не собрания, из которых взяты работы, а в первую очередь позиции самих авторов. Была задача дать высказаться именно им».

Яэль Бартана. «Кризис – крикзис – крайзис». 2020. Фото: Gunter Lepkowski
Яэль Бартана. «Кризис – крикзис – крайзис». 2020.
Фото: Gunter Lepkowski

Отчасти по этой причине рассматривались персоны только живущих, действующих художников. Один из самых именитых участников проекта Кристиан Болтански умер в июле нынешнего года, когда берлинская выставка уже была открыта. Он успел предложить для «Многообразия / Единства» свою интерактивную работу Etre à nouveau Diversity United, одну из последних.

Ряд работ был сделан авторами специально для выставки, но есть произведения и гораздо более ранние, датированные еще 1990-ми. Чаще же всего авторы предлагали недавно законченные произведения, как было, например, с огромной инсталляцией Ансельма Кифера «Зимний путь» (2015–2020), которая нигде прежде не демонстрировалась. В целом это, конечно, не исчерпывающий обзор современного европейского искусства за три последних десятилетия, а своего рода антология, главной темой которой можно считать разговор об общих ценностях и проблемах. Причем не только о тех, которые присущи Евросоюзу. Устроители принимали в расчет художников со всего континента — «от Португалии до России, от Норвегии до Турции», как гласил берлинский пресс-релиз.

Анри Сала. «Условное название (Небесно-голубой)». 2008. Фото: Courtesy of Hauser & Wirth and Marian Goodman Gallery
Анри Сала. «Условное название (Небесно-голубой)». 2008.
Фото: Courtesy of Hauser & Wirth and Marian Goodman Gallery

Надо признать, что мы у себя понемногу стали отвыкать от такого рода совместных международных проектов. И не только из-за пандемии. Можно вспомнить, правда, выставку 2017 года в ГМИИ имени А.С.Пушкина «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», хотя она базировалась все-таки на материале уже давнем, историческом. А здесь нам предлагается «сверить часы» и заодно поискать собственное место на актуальной художественной карте континента.

Новая Третьяковка, Западное крыло
«Многообразие / Единство. Современное европейское искусство. Берлин, Москва, Париж»
До 13 марта 2022

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+