18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из 30-тысячного наследия Анатолия Зверева отобрали лучшее

№97
Материал из газеты

В честь 90-летия Анатолия Зверева Музей AZ представляет выставку «Я люблю Зверева. Шедевры московских коллекций», где показывает лучшие образцы творчества легендарного нонконформиста как из собственной коллекции, так и из других частных собраний

Только что Анатолию Звереву, одинокому гению-самоучке, исполнилось 90 лет. И хотя его земной путь остановился на 55, художнику не подходит прошедшее время. Его жизнь давно и прочно упакована в легенды. Сейчас не важно, называл ли он себя учеником Леонардо, а всех знакомых дам — «старухами», расплачивался ли в такси дубленкой коллекционера Георгия Костаки, который поддерживал художника. Мифы стали частью наследия Зверева, материальная часть которого оценивается в 30 тыс. (!) произведений. Это наследие по большей части разобрано музеями и коллекционерами — от ранних автопортретов до поздних абстракций, от рисунков 1960-х годов к сказкам Андерсена до размышлений в живописи 1980-х на темы «Дон Кихота» Сервантеса. Здесь уместно вспомнить, что в 1956 году в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) состоялась выставка «Недавние приобретения из Европы». Гуашь Зверева «Яблоки» (1955) попала в Большое яблоко. И в какой компании — Бранкузи, Бэкон, Дюбюффе, Кокошка, Матисс, Моне, Пикассо, Ренуар, Сутин! На следующий год — выставка новых поступлений рисунков. В аналогичной звездной компании — зверевский рисунок чернилами «Голова ребенка». В каталоге отдельно указано, что гуашь молодого русского художника уже была показана в MoMA.

В проекте Музея AZ собрано 140 картин и рисунков из шести коллекций: Сергея Александрова, Давида Гольдферта, Марка Курцера, Игоря Маркина, Наталии Опалевой, Андрея Тимохина. Большинство произведений ранее не выставлялось. «Из многочисленных московских коллекций работ Анатолия Зверева для новой выставки мы выбрали несколько собраний, на наш взгляд наиболее интересных и значимых, — рассказала Полина Лобачевская, куратор выставки и арт-директор Музея AZ. — Мы познакомим зрителей с картинами из коллекции бизнесмена Давида Гольдферта, в которой находятся удивительные произведения раннего Зверева (куратор коллекции Виктория Ступина); представим картины из собрания врача Марка Курцера, бизнесмена Сергея Александрова, директора музея современного искусства ART4 Игоря Маркина, который приобрел у наследника первооткрывателя Зверева Александра Румнева феноменальную серию иллюстраций молодого художника к петербургским повестям Гоголя; покажем работы из собрания Наталии Опалевой — основателя и владелицы Музея AZ».

Создание выставочного проекта — это прежде всего отбор, особенно когда имеешь дело с таким плодовитым мастером, как Анатолий Зверев. Когда речь зашла о том, чтобы объединиться по случаю 90-летия художника, все коллекционеры радостно откликнулись и произнесли самые лучшие на свете слова: «Я люблю Зверева».

Выставку сопровождает одноименный фильм режиссера и сценариста Елены Лобачевской, созданный специально для Музея AZ.

Музей AZ
«Я люблю Зверева»
До 4 мая 2022

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+