18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Смолянок» отреставрировали и впервые показывают в Москве

№96
Материал из газеты

Знаменитый цикл Дмитрия Левицкого впервые целиком демонстрируют в Москве, в Историческом музее. Экспозиция не ограничивается семью портретами танцующих и музицирующих девушек, но дополнена предметами, связанными со Смольным институтом

Серия портретов, изображающих воспитанниц Смольного института, пожалуй, один из самых известных циклов в русском искусстве. Обычно он пребывает в залах постоянной экспозиции Русского музея, но в этом году его впервые целиком одолжили на выставку в Исторический музей в честь грядущего юбилея последнего. К тому же в 2010 году «Смолянки» прошли полную реставрацию, что позволит увидеть картины новым взглядом. Людмила Руднева, хранитель живописи XVIII века ГИМ, рассказала, что после того, как с картин Дмитрия Левицкого был снят толстый слой темно-желтого лака, открылись детали, которые ранее были спрятаны под позднейшими записями.

Однако экспозиция не ограничивается семью портретами танцующих и музицирующих девушек, но дополнена другими предметами, связанными с судьбой Смольного института, ставшего первым из огромной сети женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии. Также затронута история Смольного монастыря, где институт располагался с 1764 по 1806 год.

Всего представлено около 90 предметов. Среди них — мемориальная вещь, единственный сохранившийся рисунок Левицкого, запечатлевший императрицу. Сама основательница Смольного института Екатерина II подарила его Академии художеств.

Из Эрмитажа прибыли фрейлинский шифр (некоторые смолянки первых выпусков попадали во фрейлины двора) и наградной знак институтки, который также представлял собой вензель с инициалами императрицы, только из менее ценных материалов.

Русский музей дополнил выставку коллекцией медалей, жетонов и наградных знаков, связанных с женскими институтами. Исторический музей принял участие в экспозиции почти двумя десятками предметов, один из самых любопытных — изображение интерьера комнаты фрейлины Екатерины Нелидовой. Этот рисунок 1839 года — единственное сохранившееся свидетельство того, как выглядели жилые помещения этого учебного заведения; он был приобретен музеем в 1960-х у частного лица. Из живописных полотен — портрет одного из создателей института, Ивана Бецкого, портрет императрицы Екатерины кисти Левицкого, а также его собственный портрет, написанный Иваном Яковлевым.

Из Русского музея также привезли элементы отделки церкви Святой Екатерины в монастыре, которая стала домовым храмом учебного заведения. Царские врата и резные детали иконостаса выполнены по рисунку Растрелли.

Среди других экспонатов — мундирное платье, коллекция вееров, графические виды института и монастыря, уникальный фотоальбом Карла Буллы 1905 года, запечатлевший последний этап существования Смольного института, несколько томов «Истории» Николая Карамзина с дарственной надписью учебному заведению.  

Государственный исторический музей. Выставочный комплекс
«Шедевры Русского музея: «Смолянки» Дмитрия Левицкого»
До 14 февраля 2022

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+