Главные выставки нового сезона

Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени

Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят»

Мультимедиа Арт Музей, Москва
4 сентября — 15 ноября

Название выставке дала знаменитая уже интерактивная инсталляция Сергея Шутова «Чужие здесь не ходят» (2000) — препарированный детский настольный хоккей, только на место хоккеистов автор поместил сверкающие заснеженные ели, а в воротах стоят фигурки «чужих», словно заблудившиеся в ожившем лесу. В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990–2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий. Среди них одно из ранних видео «Удивительно, какая тишина!» (1994), в котором Шутов деконструирует советский фильм «Небесный тихоход», превращая его в психоделический видеоклип. Также покажут видеоинсталляцию «Вместо Минотавра» (2003) — гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро — и другие видеоработы.

Сергей Шутов. «Маленькая наука». 1991. Из коллекции Веры и Алексея Прийма. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Сергей Шутов. «Маленькая наука». 1991. Из коллекции Веры и Алексея Прийма.
Фото: Мультимедиа Арт Музей
«Glasstress. Окно в будущее»

Государственный Эрмитаж
10 сентября — 31 октября

Выставка современных художников, выполнивших свои произведения в стекле на острове Мурано в Венеции, планируется такой крупной, что займет сразу несколько помещений в Главном штабе: Большую и Малую анфилады, Большой Белый и Красный залы. Экспозиция подготовлена Эрмитажем совместно с венецианской студией Berengo. В 2009 году студия запустила проект Glasstress, в рамках которого более трех сотен художников, дизайнеров, архитекторов, живописцев со всего мира при помощи стеклодувов Мурано уже воплотили в стекле самые необычные идеи. В Петербурге выставка, одним из кураторов которой является Дмитрий Озерков, соберет произведения таких мастеров, как Рената Бертльман, Кун Ванмехелен, Ай Вэйвэй, Майкл Джу, Илья и Эмилия Кабаковы, Джозеф Кошут, Пета Койн, Мэт Коллишоу, Тони Крэгг, Ханс Оп де Бек, Жауме Пленса, Лор Пруво, Ян Фабр, Джек и Динос Чепмены и другие.

Карен Ламонт. «Полулежащий ноктюрн 4». 2018. Фото: Государственный Эрмитаж
Карен Ламонт. «Полулежащий ноктюрн 4». 2018.
Фото: Государственный Эрмитаж
Томас Деманд. «Зеркало без памяти»

Музей современного искусства «Гараж»
10 сентября 2021 — 30 января 2022

Первая в России выставка немецкого художника и фотографа Томаса Деманда. Его метод состоит в заимствовании изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или собственных фотографий) и дальнейшем воспроизведении этих сцен в реальном масштабе из картона и бумаги. Фактически художник создает скульптуры; после этого он их фотографирует, а затем разрушает. Большой проект захватит оба этажа музея. Первый этаж будет посвящен осмыслению идеи макета и модели, которые являются фактически альфой и омегой искусства Деманда. На втором мы увидим спроектированные им кинопавильоны — парящие модели, отдаленно отсылающие к конструктивистским формам. В них будут показаны фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клюге, соавтора художника.

Томас Деманд. «Инкубатор». 2020. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Томас Деманд. «Инкубатор». 2020.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
«Покой и радость»

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
11 ноября 2021 — 30 января 2022

Выставка «Покой и радость» откроется в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Она объединит работы 70 русских художников — от Боровиковского, Кипренского и Щедрина до Куинджи, Нестерова и Борисова-Мусатова. Всего в ней участвует около 30 музеев из России и зарубежья.

Куратором выступил ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. По его словам, на выставке «не будет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма». «Это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации», — поясняет куратор. Однако, поскольку выставка развернется все-таки в петербургском Манеже, а дизайн ее делает архитектурное бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой, мы точно знаем, что визуально это будет весьма интересно.

Здание петербургского Манежа. Фото: ЦВЗ «Манеж»
Здание петербургского Манежа.
Фото: ЦВЗ «Манеж»
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

Музей русского импрессионизма
16 сентября 2021 — 16 января 2022

Проекты этого музея снова и снова радуют необычным подходом. В этот раз он начинается с выбора темы. Выставка посвящена другой выставке, прошедшей в Нью-Йорке в 1924 году. Тогда из Советской России с целью продажи за океан отправилось более тысячи произведений самых видных русских художников того времени. Некоторые из них действительно были проданы частным коллекционерам и музеям, причем не только американским. Но другие возвратились в СССР непроданными. Собрать всю тысячу, разумеется, нереально, но даже 70 произведений, которые прибыли на сегодняшнюю выставку из российских музеев, а также из венской Альбертины («Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева), внушают почтение. Это произведения Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и многих других.

Вениамин Белкин. «Фрукты на синем». 1910-е. Из собрания Государственного Русского музея. Фото: Музей русского импрессионизма
Вениамин Белкин. «Фрукты на синем». 1910-е. Из собрания Государственного Русского музея.
Фото: Музей русского импрессионизма
«Театрократия. Екатерина II и опера»

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
19 сентября 2021 — 9 января 2022

Долгожданный театральный фестиваль-выставка, организованный ГМЗ «Царицыно» вместе с премией «Золотая маска» и несколькими театрами. Проект рассказывает о том, как при императрице Екатерине Великой (и во многом благодаря ей) в России в XVIII веке возник музыкальный театр. Государыня использовала оперу не только для развлечения, но и как весьма эффективный метод пропаганды и средство воспитания. Слово же «театрократия», ставшее названием выставки, было изобретено лет 100 назад театральным деятелем Серебряного века Николаем Евреиновым, размышлявшим о том, насколько всепроникающим было идеологическое воздействие театра в XVIII веке. На выставку собраны экспонаты из 27 музеев: бутафория, декорации, предметы театральных интерьеров XVIII столетия, которые с размахом распределены по разделам («Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом»). Нам покажут работы театральных декораторов, служивших при дворе императрицы, музыкальные инструменты, а также множество других произведений искусства, связанных с этой блистательной темой.

Джузеппе Галли Бибиена. Проект театральной декорации. Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Джузеппе Галли Бибиена. Проект театральной декорации.
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
«Франция и Россия. Десять веков вместе»

Музеи Московского Кремля
17 сентября 2021 — 9 января 2022

Выставка, организованная в перекрестный год межрегионального сотрудничества России и Франции, начало отношений между нашими странами решила датировать браком княжны Анны Ярославны с королем Генрихом I — не совсем точно, зато кругло и красиво. Экспонатом, посвященным этому династическому браку, грамотой 1063 года, проект и открывается. Мы увидим предметы, иллюстрирующие долгую историю взаимоотношений Российской империи и французского королевства. Например, вещи, рассказывающие о второй поездке Петра Великого в Европу в 1716–1717 годах. Некоторые экспонаты этой выставки публично демонстрируются впервые: ружье с золоченой фигуркой дельфина, изготовленное в честь рождения будущего Людовика XIV, молитвенник французской королевы Марии Лещинской и другие мемориальные (и при этом осыпанные бриллиантами) предметы. Свои сокровища, помимо ведущих российских музеев и архивов, предоставят Версаль и Трианон, Мальмезон и Буа-Прео, Национальная библиотека Франции и Муниципальная библиотека Реймса, а также лондонский Музей Виктории и Альберта.

Шкатулка. Севр, Королевская фарфоровая мануфактура, 1782. Из туалетного прибора, подаренного великой княгине Марии Федоровне во время посещения фарфорового производства в Севре в 1782 г. Государственный музей-заповедник «Павловск». Фото: Музеи Московского Кремля
Шкатулка. Севр, Королевская фарфоровая мануфактура, 1782. Из туалетного прибора, подаренного великой княгине Марии Федоровне во время посещения фарфорового производства в Севре в 1782 г. Государственный музей-заповедник «Павловск».
Фото: Музеи Московского Кремля
«Атомная Леда и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали»

Музей Фаберже
13 октября 2021 — 16 января 2022

Петербургский музей продолжает баловать нас самыми звонкими именами ХХ века. На сей раз в партнерстве с фондом «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) к нам опять привезут Дали. Но сфокусируются создатели проекта на теме, чрезвычайно интересной российской публике, — его русской жене, знаменитой Гала (урожденная Елена Ивановна Дьяконова). В залах музея будут представлены самые разнообразные произведения, ее изображающие, ее многочисленные обличья: Леда и Елена Прекрасная, Градива и Галарина. Гвоздем выставки станет заглавная картина — «Атомная Леда» (1947–1949). Другой важнейший объект, «Галарина» (1945) — это поясной портрет Гала, отсылающий к творчеству Рафаэля, мастера, игравшего первостепенную роль в творческой вселенной Дали. «Галарина» не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти художника.

Сальвадор Дали. «Атомная Леда». 1947–1949. Фото: Музей Фаберже/Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Сальвадор Дали. «Атомная Леда». 1947–1949.
Фото: Музей Фаберже/Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
«Михаил Врубель»

Новая Третьяковка
3 ноября 2021 — 8 марта 2022

Традиционный ежегодный монографический блокбастер Государственной Третьяковской галереи в этом году посвящен Михаилу Врубелю. ГТГ, обладающая наиболее крупным собранием наследия художника, пригласила к сотрудничеству еще 14 российских и зарубежных музеев — в итоге на Крымском Валу будет представлено более 300 произведений Врубеля. Гигантская экспозиция займет выставочные залы на трех этажах. Около сотни работ приедет из Русского музея — и это примечательный факт, потому что в предыдущий раз картины Врубеля из ГРМ и ГТГ объединялись в 1996 году, да и то в Мюнхене и Дюссельдорфе. В Москве же их показывали совместно последний раз 65 лет назад! После Третьяковки выставка, кстати, отправится в Петербург. Обещают новый взгляд на Врубеля, и его можно ожидать: проект создают кураторы с собственным видением — Ирина Шуманова (Третьяковская галерея) и Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), которые не будут делать стандартную ретроспективу, а попробуют рассказать, что значит этот живописец для современного зрителя.

Михаил Врубель. «Пан». 1899. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Пан». 1899.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Космизм в России»

Государственный Русский музей
10 ноября 2021 — март 2022

Экспозиция, которая откроется в Корпусе Бенуа, продолжает линию Русского музея по освещению самого искрометного периода ХХ века, ознаменованную в этом году проектом «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций» (до 4 октября, затем итальянская половина выставки поедет в ГМИИ). На смену ему приходит выставка «Космизм в России», рассказывающая о более продолжительном, но гораздо менее изученном направлении. «Русский космизм» здесь впервые будет показан как особое явление в живописи и графике конца 1910-х — 1950-х годов. Помимо главных музеев страны, свои экспонаты предоставят Музей космонавтики и частные коллекционеры. Это будут произведения Александра Лабаса, Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Чекрыгина, Павла Челищева, Микалоюса Чюрлёниса и других. В состав выставки войдут также работы художников, имена которых традиционно не связываются с идеями космизма (Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин, Константин Юон), но они несомненно и наглядно находились под влиянием этого умонастроения.

Микалоюс Чюрлёнис. «Жертва». 1909. Фото: Государственный Русский музей
Микалоюс Чюрлёнис. «Жертва». 1909.
Фото: Государственный Русский музей
Жан-Юбер Мартен. «Бывают странные сближенья»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
8 ноября — 6 февраля

Проект звездного куратора Жан-Юбера Мартена пройдет в Главном здании Пушкинского музея одновременно с XLI Международным фестивалем «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Выставка, о которой директор музея Марина Лошак мечтала много лет (ранее планировалось, что называться она будет «Древние украли все наши идеи»), представит в одном месте и сравнит абсолютно, на первый взгляд, несхожие произведения искусства, имеющие различное происхождение, относящиеся к разным эпохам и культурным традициям. Подробностей о проекте пока нет, известно только, что выставка развернется в тех залах ГМИИ, которые мы привыкли видеть украшенными шедеврами постоянной экспозиции, — в шести залах второго этажа, где сегодня находится итальянская и французская живопись, а также на главной выставочной оси. А на первом этаже уже осенью 2021 года постоянная экспозиция предстанет в новом виде.

Колоннада Пушкинского музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Колоннада Пушкинского музея.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Шедевры Русского музея. Смолянки Д.Г.Левицкого»

Государственный исторический музей
Ноябрь 2021 — февраль 2022

Исторический музей в этом году уже успел показать столько потрясающих выставок, включая недавно завершившегося «Альбрехта Дюрера», что даже хорошо, что он дает нам возможность передохнуть на этой камерной и лирической экспозиции. Из Русского музея ненадолго прибудет серия красавиц екатерининского времени — юных воспитанниц Смольного института, танцующих, музицирующих и разыгрывающих театральные сценки. Обычно смолянки пребывают в интерьерах Михайловского дворца среди других многочисленных шедевров русской живописи и скульптуры — здесь же у них будет шанс выступить с сольными партиями и принести тихое удовольствие уединенного созерцания любителям «галантного века».

Алексей Бельский. Панно для Воспитательного училища Академии художеств. 1769. Фото: Государственный Русский музей
Алексей Бельский. Панно для Воспитательного училища Академии художеств. 1769.
Фото: Государственный Русский музей
«Константин Мельников»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
22 декабря 2021 — 15 мая 2022
*По данным на октябрь, перенесена на февраль 2022 года

Большая экспозиция, посвященная великому советскому архитектору, должна была открыться еще в прошлом году. Но по понятным причинам была перенесена. Музей, имеющий в качестве филиала личный дом Константина Мельникова — шедевр авангарда, готовил проект несколько лет, считая это своим моральным долгом. Фактически это первая выставка Мельникова вообще (если не считать двухнедельного небольшого показа, прошедшего в 1990-е). Специалисты проделали колоссальную работу, в том числе по описи и оцифровке наследия Константина Мельникова и его сына, художника Виктора Мельникова. Как говорит директор музея Елизавета Лихачева, очень многое в наследии архитектора в процессе подготовки выставки стало открытием для сотрудников. В залах, кстати, будут представлены экспонаты только из собрания самого Музея архитектуры; единственным предметом со стороны станет «черный портрет» архитектора, который Виктор Мельников продал в Третьяковку. Однако это не помешает выставке быть громадной. Как надеются организаторы, она откроет целую череду выставок, посвященных Мельникову: о его учениках, его школе, его сыне Викторе и других темах.

Константин Мельников в интерьерах своего дома в Кривоарбатском переулке. 1960-е. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Константин Мельников в интерьерах своего дома в Кривоарбатском переулке. 1960-е.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+