18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставку Андреа Мантеньи показывают в Турине

В туринском палаццо Мадама возобновлена после пандемии выставка произведений великого мастера Раннего Возрождения Андреа Мантеньи. Это одно из главных культурных событий года в Италии

Новаторство Андреа Мантеньи (1431–1506), импульсом и источником которого стала античность, путеводной нитью пронизывает все шесть тематических разделов выставки.

Первый посвящен периоду его формирования как художника в Падуе, с 1440-х по 1460 год, когда по приглашению маркиза Лодовико Гонзаги он переехал в Мантую. Рядом с работами главного героя здесь представлены произведения таких мастеров, как Паоло Уччелло, живший в Падуе в 1440-е годы, чьи монохромы, по свидетельству Джорджо Вазари, произвели большое впечатление на Мантенью. Впрочем, эталоном для молодого художника в те годы было творчество Донателло, трудившегося в Падуе над конным памятником кондотьера Гаттамелаты. Именно из его бронзовых скульптур Мантенья перенял резкие светотеневые эффекты, стремление наделять персонажей мужественностью, мудростью и решительностью, которые так ценились античными философами. Произведения Донателло и его мастерской из музеев Боде, Жакмар — Андре и Каподимонте вступают в диалог с работами Мантеньи.

Все представленное в следующем разделе, который освещает первые годы в Мантуе, следует воспринимать в контексте самого знаменитого творения Мантеньи — росписей Камеры дельи Спози во дворце маркиза Гонзаги, которые мастер выполнил с 1465 по 1474 год. В частности, это «Святой Георгий» из Галерей Академии в Венеции, все еще венецианский по колориту и блеску доспехов, но изображенный в пространстве, близком по решению к иллюзионистской архитектуре росписей.

К этому же периоду относятся созданные параллельно с росписями «Портрет кардинала Тревизана» из Картинной галереи в Берлине и «Мужской портрет» («Карло Медичи»?) из Уффици. Новаторскими были и его портреты в профиль по примеру римских медалей. Мужественные и полные благородства античные герои стали образцами для подражания при мантуанском дворе.

Отдельная тема — цикл из девяти монохромных картин «Триумфы Цезаря» (1482–1492), изображающих процессии со множеством трофеев и скульптур, созданный по заказу Франческо Гонзаги для украшения его дворцового театра. Сегодня цикл хранится в королевской коллекции во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне и из-за хрупкости не мог быть доставлен на выставку. Зато его воспроизведением можно полюбоваться в специально созданной мультимедийной проекции в Средневековом дворе палаццо Мадама, где на трех больших экранах проецируются, сменяя друг друга, работы Мантеньи, отсутствующие в экспозиции, как, например, фрески капеллы Оветари падуанской церкви Эремитани.

Античные реминисценции в творчестве Мантеньи продолжает раздел, рассказывающий о коллекционировании художником древних артефактов, а также о его произведениях на мифологические сюжеты. Так, для кабинета жены Франческо Гонзаги Изабеллы, оформленного в виде грота, мастер написал две картины: «Парнас» (1497) и «Минерва, изгоняющая пороки» (1502) (обе в Лувре).

Одна из самых запоминающихся частей выставки — реконструкция центрального двора в доме Мантеньи, спроектированного самим художником и воспроизведенного по историческим документам его времени. Представленные здесь экспонаты повествуют об архитектурных исследованиях мастера.

Еще одна тема — новаторство Мантеньи в области композиционных решений и в трактовке традиционных образов. Об этом можно судить по камерным «Мадонне с Младенцем и херувимами» (1485) из Пинакотеки Брера, «Мадонне со святыми» из Савойской галереи в туринском Королевском дворце и поздним, плохо сохранившимся «Святому семейству» и «Крещению Христа», свидетельствующим о неистощимом мастерстве уже 75-летнего художника. В финале экспозиции представлены наследники Мантеньи, в том числе Антонио да Корреджо, Маркантонио Раймонди и Рембрандт, бывший его большим поклонником и собирателем гравюр.

Палаццо Мадама, Турин
Андреа Мантенья. Возродить старое, конструировать новое
До 20 июля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+