18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Турине проходит ретроспектива Андреа Мантеньи

№80
Материал из газеты

В туринском палаццо Мадама корифей Раннего Возрождения предстает в кругу коллег и прочих именитых современников

Идею выставки в туринском палаццо Мадама, посвященной Андреа Мантенье (1431–1506), куратор Сандрина Бандера вынашивала около 15 лет. По ее словам, это была работа, потребовавшая полной отдачи: объем литературы о художнике огромен, а получить его произведения из других музеев очень сложно. Тем более впечатляет, что в экспозицию вошло около 50 работ Мантеньи, половина из которых живописные. Их дополняют произведения других ведущих мастеров Ренессанса, работавших в Северной Италии: Джованни и Якопо Беллини, Донателло, Антонио да Корреджо, Антонелло да Мессина, Эрколе де Роберти, Паоло Уччелло. 

Одна из главных целей выставки — рассказать о взаимоотношениях Мантеньи с современниками: гуманистами, коллекционерами, авторами литературных текстов, в числе которых были Лоренцо Медичи и его окружение, а также великий теоретик, гуманист и архитектор эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти. Это должно помочь зрителю лучше понять не только искусство Мантеньи, но и роль, которую играл в обществе придворный художник семейства Гонзага, правителей Мантуи. Эту тему в полной мере раскрывает «Портрет кардинала Людовико Тревизана» (1459–1460) из Картинной галереи в Берлине, дополнительно исследованный в преддверии выставки. На нем изображен Людовико Тревизан, который, по словам Бандеры, на тот момент был «самым богатым человеком в мире». Получив назначение в Константинополь, там он начал активно собирать восточные артефакты и искусство периода поздней Римской империи. Тревизан поддерживал связи с Лоренцо Медичи, купившим у него коллекцию камей, к которой Мантенья имел доступ. 

Нам известно, что сам Медичи тоже бывал в доме художника и высоко ценил собранную им коллекцию древностей. На выставке представлены принадлежавший Мантенье римский бюст Фаустины Старшей, супруги императора Антония Пия, правившего в II веке н.э., и произведения византийского искусства из Равенны, которыми он вдохновлялся. Куратор также считает, что смелыми экспериментами с перспективой и печатной графикой художник «закладывал основы современного искусства». Чтобы продемонстрировать его новаторство в области перспективы, в средневековом палаццо Мадама при помощи мультимедийных технологий реконструировали архитектуру с монументальными росписями Мантеньи. В числе реконструкций — фрески из капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, росписи Камеры дельи Спози во Дворце дожей в Мантуе и серия из девяти полотен «Триумфы Цезаря». Представление о монументальных работах Мантеньи дает и фреска «Мученичество святого Иакова», впервые экспонирующаяся после кропотливой реставрации (она сильно пострадала от бомбардировок во время Второй мировой войны). В экспозиции также представлены работы Мантеньи, созданные в 1480–1490-е годы, когда он работал при дворе Гонзага, и реконструкция грота Изабеллы д’Эсте, в создании убранства которого художник принимал участие.

Куратор надеется, что люди уйдут с выставки с ощущением, что «суровость Мантеньи очень современна». Лучшее тому доказательство — частично реконструированный дом, спроектированный художником для себя. «В нем нет роскоши, только строгая гармония окружности и квадрата. Он производит очень современное впечатление», — говорит Сандрина Бандера.

Палаццо Мадама
Андреа Мантенья
До 4 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+