18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах

Государственный исторический музей в 2026 году планирует привезти в Москву из Китая легендарную терракотовую армию Цинь Шихуанди. Фото: Kevin Engelke / Unsplash.com
Государственный исторический музей в 2026 году планирует привезти в Москву из Китая легендарную терракотовую армию Цинь Шихуанди.
Фото: Kevin Engelke / Unsplash.com
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах

Фестиваль «Интермузей» стал местом, где музейные руководители поделились информацией о самых ожидаемых выставках на ближайшие полтора года.

Самой первой, уже 26 июня, в Третьяковской галерее на Кадашевской набережной откроется выставка «Александр Дейнека. Гимн жизни», кураторы собрали для нее более 200 живописных и графических произведений, а также скульптуру, в том числе из Курской картинной галереи имени А.А.Дейнеки, где хранится большая часть наследия художника. В числе работ — знаменитые «Футболист», «Эстафета», «Будущие летчики», «Юный конструктор», «Автопортрет» и другие.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» во второй половине 2025 года откроет проект «Наследие советской эпохи», созданный вместе с коллегами из стран СНГ. Он посвящен творчеству советских живописцев, во многом определивших развитие национальных школ живописи бывших республик СССР. «Проект откроется серией персональных выставок трех наиболее значимых национальных художников советского периода: Михаила Савицкого, Семена Чуйкова и Таира Салахова. Выставка готовится совместно с художественными музеями стран СНГ: Национальным художественным музеем Республики Беларусь, Национальным музеем искусств имени Гапара Айтиева (Бишкек) и другими культурными институциями ближнего зарубежья», — сообщил генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин.

Фриц Таулов. «Уголок Венеции». 1894. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Фриц Таулов. «Уголок Венеции». 1894.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина

В декабре Пушкинский музей планирует открыть свой первый крупный и резонансный проект при новом директоре. Ольга Галактионова выбрала, что им станет выставка, посвященная творчеству Марка Шагала. В рекордные для ГМИИ им. А.С.Пушкина сроки в несколько месяцев на выставку соберут все произведения художника, находящиеся в России. Приедут ли произведения из Беларуси, где находится их важнейший пласт, — пока не объявлено. Куратор, что для музея также нетипично, — приглашенная из Русского музея Евгения Петрова. Открытие выставки приурочено к традиционным «Декабрьским вечерам», продлится она до марта 2026 года.

Также музей объявил, что готовит передвижную выставку импрессионистов в городах Сибири. Годовой проект «Импрессионизм: до и после» начнется в декабре 2025 года в Омске (культурной столице России 2026 года) и затем охватит Новосибирск, Кемерово, Абакан, Красноярск и Иркутск. В каждом городе выставка задержится на два месяца. На гастроли отправятся полотна Клода Моне, Поля Сезанна, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и проч., а также работы мастеров последующего поколения — постимпрессионистов Анри Матисса, Альбера Марке, Диего Риверы, Фернана Леже и Андре Массона.

2026 год тоже обещает быть интересным на выставки. Впрочем, надо понимать, что некоторые из этих проектов пока что только планируются, однако сам список — обширный.

Иван Айвазовский. «Всемирный потоп». 1864. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Всемирный потоп». 1864.
Фото: Государственный Русский музей

Государственный исторический музей в 2026 году планирует привезти в Москву из Китая легендарную терракотовую армию Цинь Шихуанди, внесенную в список всемирного наследия ЮНЕСКО. «В настоящее время мы ведем активные переговоры с нашими коллегами из Центра продвижения культурного наследия провинции Шэньси и Музея-мавзолея императора Цинь Шихуанди. Мы планируем привезти в Москву уникальные полноразмерные фигуры воинов, оружие, древние украшения и предметы быта эпохи Цинь (III век до н.э.)», — рассказал на «Интермузее» директор ГИМ Алексей Левыкин.

Государственный Русский музей в 2026 году откроет монографическую выставку Ивана Айвазовского. На выставке покажут более 200 произведений художника, которые дополнят навигационными приборами, флагами, моделями кораблей, предметами морского быта и ценнейшими документами из разных архивов. «Мы планировали эту выставку на более позднее время, но поняли, что откладывать нельзя. Люди ждут», — отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова, рассказав, что решение ускорить открытие проекта было принято по результатам опросов посетителей музея о том, чьи работы они хотели бы увидеть больше всего.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+