Заново открытая картина Мантеньи из Бергамо может быть связана с триптихом из Уффици

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Куратор Академии Каррары Джованни Валагусса рассказал о том, что привело его к такому открытию

Андреа Мантенья. «Сошествие Христа в чистилище». Частная коллекция. Фото: Sotheby’
Андреа Мантенья. «Сошествие Христа в чистилище». Частная коллекция.
Фото: Sotheby’

В конце лета и начале осени посетители Академии Каррары в Бергамо имели возможность понаблюдать за тем, как реставратор Дельфина Фаньяни работает над «новой» картиной Андреа Мантеньи. Ожидается, что реставрация стоимостью €40 тыс., осуществляемая при поддержке Ротари-клуба Южного Бергамо, будет завершена в ноябре. А в мае этого года стало известно, что куратор академии Джованни Валагусса после изучения забытой картины, изображающей воскресение Христа, из коллекции музея пришел к выводу, что это подлинник кисти Андреа Мантеньи, созданный приблизительно в 1492–1493 году.

Музей приобрел картину в 1846 году, и тогда авторство Мантеньи подтвердил Чарльз Истлейк, первый директор лондонской Национальной галереи. Однако несколько лет спустя искусствовед Джованни Морелли и некоторые другие специалисты оспорили эту атрибуцию на том основании, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов». В 1910 году ее объявили произведением мастерской художника, а в 1912-м эксперт Бернард Беренсон отнес ее к числу «копий утраченных работ». После Второй мировой войны академия отправила доску в запасник как копию Мантеньи, созданную неизвестным мантуанским художником.

Работая над статьей о картине для нового каталога живописи XIV–XV веков из коллекции музея, Валагусса обратил внимание на золотой крест между камнями в нижней части изображения, который, по его словам, «явно относился к какой-то другой картине». «Я подумал, что это, скорее всего, должна быть сцена сошествия в чистилище. Я начал подставлять к „Воскресению“ изображающие этот сюжет картины соответствующего размера и, когда подставил к нему в Photoshop «Сошествие Христа в чистилище» Мантеньи из частной коллекции, обнаружил, что две половины каменной арки с обеих картин идеально совпали». 

Валагусса связался с Китом Кристиансеном из нью-йоркского Метрополитен-музея, который воспринял новость с энтузиазмом. Бергамскую картину, скрытую под слоями старого лака и записей, можно было с уверенностью переатрибутировать Мантенье и связать с «Сошествием Христа в чистилище» (1492), авторство которого никогда не ставилось под сомнение. Эта картина вернулась на рынок в ХХ веке, а в 2003 году была продана на нью-йоркских торгах Sotheby’s за $28,6 млн. Новую атрибуцию поддержал и искусствовед Джованни Агости, один из организаторов большой выставки работ Мантеньи в Лувре в 2008 году.

Андреа Мантенья. «Воскресение Христа». Около 1492–1493. Фото: Accademia Carrara, Bergamo
Андреа Мантенья. «Воскресение Христа». Около 1492–1493.
Фото: Accademia Carrara, Bergamo

Как же вышло, что подобное произведение было так надолго забыто? «Не было ни одной цветной фотографии работы, — объясняет Валагусса. — Никто и не мог заметить этот малюсенький крест». 

Его внимание привлекла еще одна деталь — следы двух гвоздей в центре задней части доски. «Сперва я подумал, что это след поперечной планки, но для нее это место слишком необычно. Учитывая, что толщина доски составляет всего 8 мм, Мантенья мог закрепить ее на раме прежде, чем начать писать. Судя по положению гвоздей, прикрепленная ими часть рамы шла вертикально». Валагусса полагает, что панели могли составлять одно из крыльев большой алтарной картины. Он планирует объединить «Воскресение» и «Сошествие в чистилище» на специальной выставке в следующем году и рассматривает различные версии их происхождения. По одной из версий, они связаны с триптихом Мантеньи, хранящимся в Галерее Уффици во Флоренции. Картины триптиха тоже были разлучены и воссоединились лишь в XIX веке.

«У нас есть гипотеза, согласно которой картины изначально находились в ныне утраченной капелле замка Святого Георгия в Мантуе», — рассказывает Валагусса. Мантенья работал над убранством капеллы в 1460-х годах. С декоративной схемой капеллы связывают ряд его произведений, в том числе «Успение Богородицы» из коллекции Музея Прадо, верхнюю часть «Успения», хранящуюся в Национальной пинакотеке в Ферраре, а также панели триптиха из Уффици: «Поклонение волхвов», «Распятие Христа» и «Вознесение». Все они датируются более ранним периодом творчества Мантеньи, но картина из коллекции Академии Каррары может оказаться позднейшим дополнением этой серии.

Тем временем реставраторы приступили к удалению желтой патины и начали раскрывать ясные и свежие цвета Мантеньи. Картину уже исследовали методом инфракрасной рефлексографии глава Лаборатории неинвазивного анализа древнего искусства (LANIAC) при Веронском университете Паола Артони и Микель Эрреро из каталонского Университета Лериды, а краски изучили при помощи рентгенофлуоресцентного анализа и микроскопа.

«Полученные данные подтвердили предположение Валагуссы, — говорят эксперты. — Крест является оригинальным элементом картины; обнаруженный в ходе исследований искусный предварительный рисунок подтверждает, что автором картины действительно был Мантенья, а ее палитра в точности соответствует палитре мастера». Более того, по словам Валагуссы, инфракрасный анализ предварительного рисунка стоящего в правой части картины воина «выявил, что нарисованные мускулы голого тела были затем „одеты“ краской — такой метод работы характерен для Мантеньи».  

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+