Заново открытая картина Мантеньи из Бергамо может быть связана с триптихом из Уффици

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Куратор Академии Каррары Джованни Валагусса рассказал о том, что привело его к такому открытию

Андреа Мантенья. «Сошествие Христа в чистилище». Частная коллекция. Фото: Sotheby’
Андреа Мантенья. «Сошествие Христа в чистилище». Частная коллекция.
Фото: Sotheby’

В конце лета и начале осени посетители Академии Каррары в Бергамо имели возможность понаблюдать за тем, как реставратор Дельфина Фаньяни работает над «новой» картиной Андреа Мантеньи. Ожидается, что реставрация стоимостью €40 тыс., осуществляемая при поддержке Ротари-клуба Южного Бергамо, будет завершена в ноябре. А в мае этого года стало известно, что куратор академии Джованни Валагусса после изучения забытой картины, изображающей воскресение Христа, из коллекции музея пришел к выводу, что это подлинник кисти Андреа Мантеньи, созданный приблизительно в 1492–1493 году.

Музей приобрел картину в 1846 году, и тогда авторство Мантеньи подтвердил Чарльз Истлейк, первый директор лондонской Национальной галереи. Однако несколько лет спустя искусствовед Джованни Морелли и некоторые другие специалисты оспорили эту атрибуцию на том основании, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов». В 1910 году ее объявили произведением мастерской художника, а в 1912-м эксперт Бернард Беренсон отнес ее к числу «копий утраченных работ». После Второй мировой войны академия отправила доску в запасник как копию Мантеньи, созданную неизвестным мантуанским художником.

Работая над статьей о картине для нового каталога живописи XIV–XV веков из коллекции музея, Валагусса обратил внимание на золотой крест между камнями в нижней части изображения, который, по его словам, «явно относился к какой-то другой картине». «Я подумал, что это, скорее всего, должна быть сцена сошествия в чистилище. Я начал подставлять к „Воскресению“ изображающие этот сюжет картины соответствующего размера и, когда подставил к нему в Photoshop «Сошествие Христа в чистилище» Мантеньи из частной коллекции, обнаружил, что две половины каменной арки с обеих картин идеально совпали». 

Валагусса связался с Китом Кристиансеном из нью-йоркского Метрополитен-музея, который воспринял новость с энтузиазмом. Бергамскую картину, скрытую под слоями старого лака и записей, можно было с уверенностью переатрибутировать Мантенье и связать с «Сошествием Христа в чистилище» (1492), авторство которого никогда не ставилось под сомнение. Эта картина вернулась на рынок в ХХ веке, а в 2003 году была продана на нью-йоркских торгах Sotheby’s за $28,6 млн. Новую атрибуцию поддержал и искусствовед Джованни Агости, один из организаторов большой выставки работ Мантеньи в Лувре в 2008 году.

Андреа Мантенья. «Воскресение Христа». Около 1492–1493. Фото: Accademia Carrara, Bergamo
Андреа Мантенья. «Воскресение Христа». Около 1492–1493.
Фото: Accademia Carrara, Bergamo

Как же вышло, что подобное произведение было так надолго забыто? «Не было ни одной цветной фотографии работы, — объясняет Валагусса. — Никто и не мог заметить этот малюсенький крест». 

Его внимание привлекла еще одна деталь — следы двух гвоздей в центре задней части доски. «Сперва я подумал, что это след поперечной планки, но для нее это место слишком необычно. Учитывая, что толщина доски составляет всего 8 мм, Мантенья мог закрепить ее на раме прежде, чем начать писать. Судя по положению гвоздей, прикрепленная ими часть рамы шла вертикально». Валагусса полагает, что панели могли составлять одно из крыльев большой алтарной картины. Он планирует объединить «Воскресение» и «Сошествие в чистилище» на специальной выставке в следующем году и рассматривает различные версии их происхождения. По одной из версий, они связаны с триптихом Мантеньи, хранящимся в Галерее Уффици во Флоренции. Картины триптиха тоже были разлучены и воссоединились лишь в XIX веке.

«У нас есть гипотеза, согласно которой картины изначально находились в ныне утраченной капелле замка Святого Георгия в Мантуе», — рассказывает Валагусса. Мантенья работал над убранством капеллы в 1460-х годах. С декоративной схемой капеллы связывают ряд его произведений, в том числе «Успение Богородицы» из коллекции Музея Прадо, верхнюю часть «Успения», хранящуюся в Национальной пинакотеке в Ферраре, а также панели триптиха из Уффици: «Поклонение волхвов», «Распятие Христа» и «Вознесение». Все они датируются более ранним периодом творчества Мантеньи, но картина из коллекции Академии Каррары может оказаться позднейшим дополнением этой серии.

Тем временем реставраторы приступили к удалению желтой патины и начали раскрывать ясные и свежие цвета Мантеньи. Картину уже исследовали методом инфракрасной рефлексографии глава Лаборатории неинвазивного анализа древнего искусства (LANIAC) при Веронском университете Паола Артони и Микель Эрреро из каталонского Университета Лериды, а краски изучили при помощи рентгенофлуоресцентного анализа и микроскопа.

«Полученные данные подтвердили предположение Валагуссы, — говорят эксперты. — Крест является оригинальным элементом картины; обнаруженный в ходе исследований искусный предварительный рисунок подтверждает, что автором картины действительно был Мантенья, а ее палитра в точности соответствует палитре мастера». Более того, по словам Валагуссы, инфракрасный анализ предварительного рисунка стоящего в правой части картины воина «выявил, что нарисованные мускулы голого тела были затем „одеты“ краской — такой метод работы характерен для Мантеньи».  

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+