18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянский музей обнаружил в своей коллекции картину Андреа Мантеньи

Академия Каррара в Бергамо пересмотрела атрибуцию «Воскресения Христа» XV века — теперь произведение приписывается знаменитому мастеру эпохи Возрождения

Академия Каррара в итальянском Бергамо обнаружила «новую» картину Андреа Мантеньи, которая все это время находилась на виду в ее собственной коллекции. Куратор Джованни Валагусса восстановил атрибуцию «Воскресения Христа» (темпера на доске, ок. 1492–1493) этому мастеру эпохи Возрождения в новом полном каталоге музея Dipinti Italiani 1300–1500 («Итальянская живопись 1300–1500 гг.»), вышедшем в издательстве Officina Libraria и включающем 110 картин, созданных в XIV–XV веках.

Имя художника написано прописными буквами на задней стороне деревянной доски при помощи пера или тонкой кисти; судя по всему, надпись была сделана тогда же, когда и сама картина. В составленном в 1846 году каталоге коллекции Гильельмо Локиса, члена правления и позднее почетного директора академии, она фигурирует как оригинальное произведение Мантеньи под названием «Воскресение Господне; шесть фигур; одна из красивейших работ знаменитого мастера». Тем же годом датируется документ, свидетельствующий о том, что в этот период была проведена реставрация произведения. Локис умер в 1859 году и завещал свою виллу и художественную коллекцию Бергамо. «Воскресение» было в числе 240 картин, переданных музею в 1866 году.

Однако в последующие годы различные искусствоведы оспаривали эту атрибуцию. По иронии судьбы первым сомнения относительно «Воскресения» высказал коллекционер и великий теоретик знаточества Джованни Морелли, который руководил транспортировкой произведений из коллекции Локиса в Академию Каррара. Уверенность Морелли в том, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов», дала повод искусствоведам начала ХХ века предположить, что если идея композиции и принадлежала Мантенье, то сама работа была создана либо его учениками, либо его сыном Франческо. В 1930-е американский специалист по итальянскому Возрождению Бернард Беренсон низвел картину до статуса «копии утраченной работы». 

Это представление закрепилось: после Второй мировой войны картина не входила в постоянную экспозицию и в каталоге значилась как копия. Но Валагусса заметил в нижней части доски небольшой золотой крест — точно такой же, как и на конце древка в руке Христа, — который указывал на то, что первоначально у картины была вторая, нижняя половина. Ему удалось установить, что это «Сошествие Христа в Чистилище» (ок. 1492) — подписанная работа Мантеньи, проданная в 2003 году на нью-йоркских торгах Sotheby’s более чем за $28 млн. Предположение Валагуссы подтверждает и эксперт по творчеству Мантеньи Кит Кристиансен, куратор отдела европейской живописи в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

По данным Wall Street Journal, в следующем году Академия Каррара хочет устроить выставку, на которой две половины произведения вновь объединятся; сейчас музей ведет переговоры с анонимным частным владельцем второй половины. Кроме того, музей заявил о намерении провести реставрацию бергамской части, потускневшей из-за нанесенного в XIX веке лака.

Возвращение атрибуции Мантенье — «потрясающий повод для радости, которой хочется поделиться, и выдающийся шаг вперед к будущему». «Мы с нетерпением ждем вас», — говорит президент Фонда Академии Каррара и мэр Бергамо Джорджо Гори. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+