18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

В Италии вновь ищут «мафиозного Караваджо»

Показания раскаявшегося мафиози вывели на след картины Караваджо, давно считавшейся утраченной. Через 48 лет после ее кражи будет начато международное расследование. Публикуем материал нового французского издания в сети TAN — The Art Newspaper Daily

В ночь с 17 на 18 октября 1969 года картина Караваджо «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» (1600, 3х2 м) была похищена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо. С тех пор она стала одним из самых разыскиваемых произведений искусства в мире и героиней многочисленных исследований, фильмов и книг. Итальянский писатель Леонардо Шаша посвятил ей книгу «Одна простая история» (1989). Британский журналист Питер Уотсон, автор «Заговора Караваджо» (1984), утверждал, что уже договорился о встрече с неким торговцем, чтобы посмотреть на полотно, но этим планам помешало разрушительное землетрясение на юге Италии. Литераторы и бывшие мафиози — все хотели поделиться своей версией произошедшего с «Рождеством со святым Лаврентием и святым Франциском». Кто-то считал, что это произведение Караваджо съели крысы в сарае, а кто-то — что его разрезали на мелкие кусочки.

Последняя надежда однажды найти Караваджо уже была потеряна 5 ноября 1996 года, когда мафиози Франческо Марино Маннойя по прозвищу Моцарелла заявил, что самолично участвовал в краже картины, сильно повредил ее, когда вынимал из рамы в церкви, а затем и вовсе уничтожил. Маннойя в юности состоял в сицилийском преступном клане Санта-Мария ди Джезу, а затем, уже попав в тюрьму, стал одним из самых полезных пентито — полицейских информаторов. Однако совсем недавно, спустя почти 50 лет после кражи, Маннойя, по-прежнему сидя за решеткой, отказался от своих слов и заявил, что все выдумал.

Вслед за этим в истории произошел еще один, не менее важный, поворот. Другой раскаявшийся мафиози коза ностра, тоже член клана Санта-Мария ди Джезу, некий Гаэтано Градо, которому сегодня чуть более 70 лет, дал показания итальянской парламентской комиссии по борьбе с организованной преступностью. Его слова воспринимаются всерьез и заслуживают доверия: с тех пор как Градо согласился сотрудничать с правосудием, он сообщил немало подробностей, оказавшихся точными, например об инвестициях мафии в компании Сильвио Берлускони.

По заявлению Градо, когда 20 октября 1969 года об исчезновении картины сообщили в прессе, коза ностра поручила ему заняться этим делом. Менее чем за неделю он нашел четверых грабителей (ранее все источники говорили о двух) — сицилийских головорезов, которые сейчас уже идентифицированы, и у них взяты показания. Картина была доставлена сначала Стефано Бонтаде, а затем Гаэтано Бадаламенти — членам так называемого триумвирата сицилийской мафии. В октябре 1969 года коза ностра приступила к поискам покупателя и обсуждению возможной цены; посредник и покупатель нашлись в Швейцарии.

Градо в деталях описал встречу со швейцарским покупателем, лицо которого опознал на фотографии, — личность этого человека установлена, но он давно умер. Таким образом, полотно Караваджо было продано через полгода после кражи, оно покинуло Сицилию и было переправлено в Швейцарию по обычным каналам, которыми пользовалась мафия.

То, что сейчас участники давних событий вновь заговорили о картине, — во многом заслуга комиссии по борьбе с организованной преступностью, которая в ближайшее время намерена обнародовать отчет о своей деятельности (недавние парламентские выборы в Италии к этому обязывают). Правда, в 700-страничном документе шедевру Караваджо будет посвящено всего 3–4 страницы и вышеизложенные подробности туда не войдут.

На протяжении последних недель эти новости бурно обсуждают в Риме — городе, где, согласно недавно поднятым архивам, Караваджо и написал в 1600 году палермское «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». Газета La Repubblica сообщила, что картина была вывезена за границу, но развила старую гипотезу о том, что холст разрезали на семь или восемь частей (семь фигур и голову быка?). Это предположение не ново. По мнению многих, преступникам выгоднее было продать семь-восемь маленьких Караваджо, чем одно монументальное полотно. Все возможно, ведь Градо не знает, как сложилась судьба произведения после завершения переговоров о его продаже весной 1970 года. Недавние признания свидетеля проливают свет лишь на первые шесть месяцев истории, растянувшейся на 48 лет. В любом случае международное расследование, которое начнется в ближайшее время, будет долгим и трудоемким.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+