В Италии вновь ищут «мафиозного Караваджо»

Показания раскаявшегося мафиози вывели на след картины Караваджо, давно считавшейся утраченной. Через 48 лет после ее кражи будет начато международное расследование. Публикуем материал нового французского издания в сети TAN — The Art Newspaper Daily

Караваджо. «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». 1600. Украдена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо в 1969 г. Фото: D R
Караваджо. «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». 1600. Украдена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо в 1969 г.
Фото: D R

В ночь с 17 на 18 октября 1969 года картина Караваджо «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском» (1600, 3х2 м) была похищена из оратория Сан-Лоренцо в Палермо. С тех пор она стала одним из самых разыскиваемых произведений искусства в мире и героиней многочисленных исследований, фильмов и книг. Итальянский писатель Леонардо Шаша посвятил ей книгу «Одна простая история» (1989). Британский журналист Питер Уотсон, автор «Заговора Караваджо» (1984), утверждал, что уже договорился о встрече с неким торговцем, чтобы посмотреть на полотно, но этим планам помешало разрушительное землетрясение на юге Италии. Литераторы и бывшие мафиози — все хотели поделиться своей версией произошедшего с «Рождеством со святым Лаврентием и святым Франциском». Кто-то считал, что это произведение Караваджо съели крысы в сарае, а кто-то — что его разрезали на мелкие кусочки.

Последняя надежда однажды найти Караваджо уже была потеряна 5 ноября 1996 года, когда мафиози Франческо Марино Маннойя по прозвищу Моцарелла заявил, что самолично участвовал в краже картины, сильно повредил ее, когда вынимал из рамы в церкви, а затем и вовсе уничтожил. Маннойя в юности состоял в сицилийском преступном клане Санта-Мария ди Джезу, а затем, уже попав в тюрьму, стал одним из самых полезных пентито — полицейских информаторов. Однако совсем недавно, спустя почти 50 лет после кражи, Маннойя, по-прежнему сидя за решеткой, отказался от своих слов и заявил, что все выдумал.

Вслед за этим в истории произошел еще один, не менее важный, поворот. Другой раскаявшийся мафиози коза ностра, тоже член клана Санта-Мария ди Джезу, некий Гаэтано Градо, которому сегодня чуть более 70 лет, дал показания итальянской парламентской комиссии по борьбе с организованной преступностью. Его слова воспринимаются всерьез и заслуживают доверия: с тех пор как Градо согласился сотрудничать с правосудием, он сообщил немало подробностей, оказавшихся точными, например об инвестициях мафии в компании Сильвио Берлускони.

По заявлению Градо, когда 20 октября 1969 года об исчезновении картины сообщили в прессе, коза ностра поручила ему заняться этим делом. Менее чем за неделю он нашел четверых грабителей (ранее все источники говорили о двух) — сицилийских головорезов, которые сейчас уже идентифицированы, и у них взяты показания. Картина была доставлена сначала Стефано Бонтаде, а затем Гаэтано Бадаламенти — членам так называемого триумвирата сицилийской мафии. В октябре 1969 года коза ностра приступила к поискам покупателя и обсуждению возможной цены; посредник и покупатель нашлись в Швейцарии.

Градо в деталях описал встречу со швейцарским покупателем, лицо которого опознал на фотографии, — личность этого человека установлена, но он давно умер. Таким образом, полотно Караваджо было продано через полгода после кражи, оно покинуло Сицилию и было переправлено в Швейцарию по обычным каналам, которыми пользовалась мафия.

То, что сейчас участники давних событий вновь заговорили о картине, — во многом заслуга комиссии по борьбе с организованной преступностью, которая в ближайшее время намерена обнародовать отчет о своей деятельности (недавние парламентские выборы в Италии к этому обязывают). Правда, в 700-страничном документе шедевру Караваджо будет посвящено всего 3–4 страницы и вышеизложенные подробности туда не войдут.

На протяжении последних недель эти новости бурно обсуждают в Риме — городе, где, согласно недавно поднятым архивам, Караваджо и написал в 1600 году палермское «Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском». Газета La Repubblica сообщила, что картина была вывезена за границу, но развила старую гипотезу о том, что холст разрезали на семь или восемь частей (семь фигур и голову быка?). Это предположение не ново. По мнению многих, преступникам выгоднее было продать семь-восемь маленьких Караваджо, чем одно монументальное полотно. Все возможно, ведь Градо не знает, как сложилась судьба произведения после завершения переговоров о его продаже весной 1970 года. Недавние признания свидетеля проливают свет лишь на первые шесть месяцев истории, растянувшейся на 48 лет. В любом случае международное расследование, которое начнется в ближайшее время, будет долгим и трудоемким.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+