Недавно найденная картина Артемизии Джентилески продана за €2,4 млн на аукционе в Париже

«Автопортрет в образе святой Екатерины», еще одной выдающейся женщины, продан за рекордную для художницы сумму

Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе Святой Екатерины». Продано на аукционе Drouot за €2,4 млн 19 декабря 2017 г. Фото: Drouot Actio
Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе Святой Екатерины». Продано на аукционе Drouot за €2,4 млн 19 декабря 2017 г.
Фото: Drouot Actio

Ранее неизвестный «Автопортрет в образе святой Екатерины» итальянской художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески был продан в аукционном доме Drouot 19 декабря за рекордную для этого автора сумму в €2 360 600 («цена молотка» €1,85 млн против эстимейта в €300–400 тыс.). Работа, датируемая тем же периодом, что и изображение святой Екатерины из Галереи Уффици (1614–1616), была найдена аукционистом Кристофом Жорон-Деремом и выставлена на торги вместе с картинами ряда других европейских художников.

Превозносимая с 1970-х годов как символ борьбы за права женщин и их самореализацию в искусстве, Артемизия Джентилески нередко сравнивается с Караваджо. Недавнее исследование Музея Рима поставило ее в один ряд с другими успешными художниками того времени, но также показало, что качество сохранившихся работ Джентилески довольно неровно.

При этом «Автопортрет в образе святой Екатерины» без преувеличения можно назвать лучшим среди недавно обнаруженных картин художницы, включая «Марию Магдалину в экстазе», которая была найдена также во Франции и продана на Sotheby’s в 2014 году за $1,2 млн — предыдущий ценовой рекорд на работы Артемизии Джентилески.

Джентилески благоразумно распоряжалась личной славой женщины-живописца, многократно обращаясь к теме автопортретов в образах религиозных или аллегорических фигур (наиболее известный портрет ее самой написан другом и коллегой Симоном Вуэ, который изобразил художницу с кисточками и палитрой в очаровательно важном виде). «Автопортрет в образе святой Екатерины» представляет героиню держащей пальмовый лист и колесо с остриями, символ мученичества святой. Поза напоминает другой автопортрет — с лютней, недавно приобретенный художественным музеем «Уодсворт Атенеум» в Хартфорде в Коннектикуте, но парижская картина сохранилась лучше, поскольку находилась в собственности у одной семьи на протяжении десятилетий, и в целом исполнена гораздо качественнее.

Имя покупателя «Автопортрета в образе святой Екатерины» пока неизвестно, но стоит заметить, что, несмотря на популярность художницы, она не представлена ни в национальных галереях Лондона и Вашингтона, ни в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, ни в Лувре, который, что любопытно, не приобрел портрет прежде других, пользуясь соответствующим законом. Многие частные коллекционеры были бы рады пополнить свое собрание этой небольшой, площадью всего 71 кв. см, картиной, но пока остается надежда на то, что приобрести ее все же решился крупный музей.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+