Sotheby's выставит на продажу недавно обнаруженный рисунок Мантеньи

Набросок к одному из полотен из серии «Триумф Цезаря», оцененный в $12 млн, отправится на нью-йоркские торги в январе

Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». Подготовительный рисунок. Фото: Sotheby’
Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». Подготовительный рисунок.
Фото: Sotheby’

На той же неделе, когда Trinity Fine Art предложит «последнего Боттичелли» на ярмарке Frieze Masters за $30 млн, Sotheby’s выставит на торги недавно найденный рисунок Андреа Мантеньи. Ожидается, что на январском аукционе в Нью-Йорке работа будет продана со значительным превышением верхнего эстимейта в $12 млн.

Рисунок, который сейчас экспонируется в Гонконге, связан со вторым полотном знаменитой серии «Триумф Цезаря» (ок. 1480–1506), написанной по заказу маркиза Мантуи Франческо II Гонзаги. В 1629 году серию приобрел Карл I, и теперь она находится в постоянной экспозиции дворца Хэмптон-Корт.

Это один из менее чем 20 известных набросков мастера и одно из всего двух произведений Мантеньи, до сих пор находящихся в частных руках. Кристиана Ромалли, возглавляющая в Sotheby’s отдел живописи старых мастеров, говорит, что не может «представить себе более важный рисунок авторства кого-нибудь из ведущих мастеров эпохи Возрождения». Вдобавок это один из самых законченных эскизов композиции Мантеньи, выполненных пером и чернилами, и единственный известный набросок к «Триумфу Цезаря».

Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». 1484-92. Фото: The Royal Collection Trust
Андреа Мантенья. «Триумф Цезаря». 1484-92.
Фото: The Royal Collection Trust

Некогда принадлежавшее знатоку искусства и художнику Августу Гралю (1791–1868), с середины ХХ века произведение непрерывно находилось в одной частной коллекции, а недавно экспонировалось на выставке «Мантенья и Беллини» в лондонской Национальной галерее и в Государственных музеях Берлина, где провели его анализ. Выяснилось, что рисунок, предположительно созданный в конце 1480-х годов, достаточно ветхий. На нем обнаружились следы активного использования — его поверхность потерлась при передавливании контура для создания гравюр еще в мастерской Мантеньи, — но для своего возраста он находится в весьма неплохом состоянии. А собственное обследование Sotheby’s с использованием инфракрасного излучения показало, что в ходе работы художник вносил значительные изменения в композицию как рисунка, так и полотна, что послужило дополнительным доказательством атрибуции и позволило лучше понять, как создавалась серия в целом.

В ноябре рисунок вернется из Гонконга в Нью-Йорк, завернув по пути в Лос-Анджелес. Учитывая редкость этого лота, Ромалли ожидает, что интерес к нему проявят крупные музеи вроде Лувра — Абу-Даби и частные коллекционеры, в том числе из Азии, где высок спрос на графику, выполненную пером и чернилами.

В последние годы аукционные цены на рисунки старых мастеров сопоставимого уровня колеблются в пределах от $14,1 млн за рисунок «Молодой стоящий мужчина» Лукаса ван Лейдена (Christie’s, Лондон, в 2018-м) до $47,9 млн за «Голову молодого апостола» Рафаэля (Sotheby’s, Лондон, в 2012-м). В 1984 году эскиз Мантеньи для алтаря Сан-Дзено в Вероне был продан на распродаже графики из коллекции Чатсуортов за очень солидную по тем временам сумму в £1,1 млн.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+