18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родственные отношения Мантеньи и Беллини

№68
Материал из газеты

В Национальной галерее показывают близкие связи двух мастеров Ренессанса

Выставка впервые объединила полотна,  эскизы и графику двух титанов Раннего Возрождения — Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Цель — показать, как будучи не только современниками, но и родней, они влияли друг на друга.

Мантенья — сын плотника из Падуи. Беллини принадлежал к знаменитой венецианской династии художников — Якопо и его второго сына, Джентиле. Их биографии пересеклись в 1453 году, когда Мантенья женился на их сестре Николозии. Причем от этого брака выиграл скорее венецианский клан, усилив свой состав одним из выдающихся талантов того времени и сняв вопрос конкуренции. 

Если же говорить о влиянии, то здесь речь идет о Мантенье и Джованни Беллини, которые, по словам куратора выставки Кэролайн Кэмпбелл, одновременно влияли друг на друга: «До нас не дошло документированных свидетельств, проливающих свет на связь этих двух художников, но очевидно, что она была очень тесной. Беллини копировал картины Мантеньи, а тот испытал влияние его новаторской живописи». 

И хотя большая часть карьеры Мантеньи была связана с Мантуей, где он работал у герцогов Гонзага, очевидно, что его художественный диалог с шурином, работавшим в Венеции, никогда не прерывался. Мантенья был изобретателен в сюжетах и композиции; большой знаток древнеримского искусства, свой четкий классический рисунок позаимствовал у Античности. Беллини же работал в традициях венецианской школы, мастером пейзажа с использованием всей доступной цветовой палитры. Он, как говорит Кэмпбелл, «первым в полную силу использовал пейзаж для передачи эмоционального состояния». Как и Мантенья, он писал картины и на религиозные и мифологические сюжеты, но Мантенья создавал монументальные композиции, а Беллини — камерные для частных заказчиков. 

Беллини нередко и копировал Мантенью, как, например, в «Принесении во храм» (1470–1475), выставленном в Лондоне с одноименной картиной (1454) Мантеньи. В свою очередь, Беллини повлиял на Мантенью как пейзажист. Так, на картине «Смерть Девы Марии» (1462) на заднем плане у него появляется безмятежный вид Мантуи, написанный явно под влиянием ведут Беллини. Кто из них был талантливее — вопрос риторический, считает куратор: «Мантенья возродил классическую античность, был непревзойденным мастером перспективы. Беллини — настоящий волшебник пейзажа, колорита и света». 

Национальная галерея
Мантенья и Беллини
До 27 января 2019

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+