18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»

Михаил Ларионов. «Прогулка». 1907–1908.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Михаил Ларионов. «Прогулка». 1907–1908.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку

В ходе торжественного заседания дипломатического клуба «Культура без границ: роль и развитие дипломатии культуры», которое состоялось в Москве 15 мая, было подписано соглашение о передаче в управление Нижегородскому государственному художественному музею (НГХМ) 39 произведений из коллекции Валерия Дудакова. Речь идет о работах художников-символистов, прежде всего участников объединения «Голубая роза» Николая Крымова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Петра Уткина. Музей также получит картину Михаила Ларионова «Прогулка» (1907–1908), две части которой, неизвестно кем и когда разделенные, благодаря Валерию Дудакову вновь соединились. («Правую часть я купил в 1976 году за 2 тыс. руб., левую — через 30 лет за $50 тыс.», — рассказывал он в интервью нашей газете.) Помимо живописи и графики, дар включает скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные Михаилом Врубелем, Сергеем Малютиным, Александром Матвеевым, Валентином Серовым.

Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ (кроме символизма это и авангард, и нонконформисты). Он давно размышлял над тем, как ею распорядиться. Изначально дар был предложен ГМИИ им. А.С.Пушкина, когда им заведовала еще Ирина Антонова, но договориться так и не удалось. Тогда Валерий Дудаков задумал передать «Голубую розу» на ее, можно сказать, родину, в Саратов, где родились и сдружились Кузнецов, Матвеев и Уткин — художники, работавшие под влиянием их земляка Виктора Борисова-Мусатова и составившие впоследствии ядро объединения.

Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Произведения «голуборозовцев» сам коллекционер считает лучшей частью своего собрания, которое насчитывает около 600 работ.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«Пять лет я вел переговоры с саратовским музеем, но все застопорилось. В городе уже снесли здание, на месте которого должно было быть возведено новое, под „Голубую розу“. Территория давно огорожена, вырыт котлован, а движения никакого нет, — поделился с нами историей передачи дара Валерий Дудаков. — Получилось так, что совсем недавно я, выехав в Нижний Новгород на выставку моего старого товарища Юрия Купера, познакомился там на открытии с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Я изложил ему свою обеспокоенность судьбой коллекции, и он принял уже реальные, решительные шаги к этому делу. Не обещая мне того, что я хотел от Саратова, то есть отдельного здания, он сказал, что коллекцию можно разместить в пределах Нижегородского государственного художественного музея. Вот вам и ответ, почему появился Нижний Новгород».

Досье
Валерий Александрович Дудаков

Коллекционер, искусствовед

Родился в 1945 году

Окончил полиграфический техникум и искусствоведческое отделение истфака МГУ им. М.В.Ломоносова

1960-е начал собирать коллекцию: среди первых приобретений были работы художников-нонконформистов, затем собрание стало пополняться произведениями художников объединений «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства»

1973 стал главным художником фирмы «Мелодия», оформлял конверты пластинок

1987–1993 работал в Советском (затем — в Российском) фонде культуры, заведовал отделом частных коллекций, проводившим выставки в СССР и за рубежом; создал при фонде Клуб коллекционеров; консультировал отделы русского искусства ведущих аукционных домов

С 1997 был художественным, затем генеральным директором галереи «Новый Эрмитаж»

2019 стал почетным членом Российской академии художеств

2021 открыл галерею «Непокорные», где показывает работы художников-нонконформистов из своего собрания

Еще…

Пока заключено предварительное соглашение, или так называемый протокол о намерениях, который должен быть реализован к 1 сентября. К этому моменту в правом крыле здания НГХМ, которое находится на площади Минина и Пожарского и представляет искусство XX века, должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма.

В правом крыле здания НГХМ должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
В правом крыле здания НГХМ должны подготовить несколько залов с отдельным входом, где разместится новый Музей русского символизма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«Хочу отдельно подчеркнуть, что за весь период своего существования наш музей еще ни разу не пополнялся столь значительной и ценной, профессионально отобранной коллекцией русского искусства, — отметил генеральный директор НГХМ Роман Жукарин. — Она не только дополнит собрание Серебряного века, но и восполнит некоторые его лакуны. Так, в музее до сих пор не были представлены работы Михаила Врубеля, Сергея Судейкина, Василия Милиоти, Николая Рябушинского, Николая Феофилактова, отсутствовали живописные полотна Петра Уткина и Артура Фонвизина. Так же, как и не было аналогов передаваемым редким предметам пластики и декоративно-прикладного искусства. Думаю, что значение этого события будем оценивать не только мы, но и наши потомки».

В левом крыле НГХМ тем временем разместится библиотека, основу которой составят книги, собранные Валерием Дудаковым, — она будет носить его имя. «Я готов передать где-то в районе 1,5–2 тыс. книг. Это издания по искусству от конца XIX века вплоть до современности, включая книги мирискусников, многотомники Игоря Грабаря, журналы „ЛЕФ“, книги конструктивистов, редкие каталоги Поповой, Родченко, иллюстрированные книги издательства Academia и искусствоведческую литературу, вышедшую при советской власти. Там будут и книги, посвященные современному искусству, но это уже лишь толика, некое дополнение к основному вкладу», — сообщил нам коллекционер. По его словам, к пополнению библиотеки присоединяются и другие люди, в том числе наследники художников.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+