18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Успехи без головокружения

Ежедневный перформанс дагестанской художницы Таус Махачевой идеально вписывается не только в пространство круглого зала Центрального павильона ВДНХ, но и в общий «невесомый» дух нынешней Московской биеннале.


Центральный (купольный) зал основного проекта словно бы пародирует центр итальянского павильона на Венецианской биеннале. Кто в нем был, знает: этот павильон страны-хозяйки — самый большой в Джардини, обычно в нем проводятся широкоформатные интернациональные выставки. Так вот, начинается этот павильон с купольного зала, в котором почему-то запрещено фотографировать.

Главный зал Центрального павильона ВДНХ похож на своего итальянского брата, за границами которого начинаются безбрежные сады Джардини с десятками национальных павильонов Венецианской биеннале. У нынешней Московской биеннале павильонов всего несколько, поэтому подкупольное пространство приобретает здесь особое значение.

Обычно оно стоит свободным, если не считать двух подвижных зеркальных стен, трансформирующих территорию под очередные перформансы (например, Леона Кахане, обучающегося балету) или же презентацию очередных рисунков Рикардо Брея, каждый день обновляющего экспозицию в двух витринах.

Однако главной конструкцией этого просторного помещения, под куполом которого висят четыре большие фотографические работы (Изы Генцкен, Флаки Халити, Анне-Ми ван Керкховен и Алмагуль Менлибаевой, о которой TANR рассказала в своем прошлом репортаже с биеннале), является открытое хранилище картин дагестанских художников, выполненных в самых разных техниках и жанрах — традиционных, в основном сугубо реалистических. Все холсты вставлены внутрь куба металлической многоэтажной конструкции с множеством полок (сама по себе объект), или же картины хранятся на другом краю зала, уже в другой конструкции, напоминающей велосипедную стоянку.

Сама Таус Махачева, в рамках акции которой эти инсталляции и построены, называет ее именно «велосипедной стоянкой», так как картины в ней, выставленные в один ряд, точно дышат друг другу в затылок. И в зависимости от того, когда вы зашли на основной проект, все картины будут находиться либо в правом хранилище, либо в левом — в соответствии с тем, состоялся ли уже ежедневный перформанс Махачевой или еще только готовится.

Называется он намеренно длинно (подписи ко всем постоянным объектам основного проекта начертаны прямо на полу) — «О пользе пирамид в культурном восприятии, укреплении национального сознания и формировании морально-этических ориентиров» — и является второй частью акции, посвященной истории дагестанского искусства ХХ века. Первая его половина совсем недавно была показана на ярмарке Cosmoscow в Гостином Дворе.

Махачева рассказывает, что придумала этот перформанс, когда увидела переезд картин дагестанских художников в новое здание, переданное Дагестанскому государственному объединенному историческому и архитектурному музею им. А.Тахо-Годи властями республики. Впрочем, сама акция Таус Махачевой связана с шедеврами из другого собрания — Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, обладающего самой репрезентативной коллекцией национальной живописи. Ее-то, отобрав 64 самых важных и ценных холста и изготовив их копии, Таус и поручила канатоходцам из своего родного села Цада. Там возле памятника «Белые журавли» она провела первый этап проекта — перенос произведений искусства с одной горы на другую.

Художница нашла Расула Абакарова, канатоходца в пятом поколении, который по очереди перенес все национально значимые шедевры над настоящей пропастью. Перфоманс, снятый на видео, вышел весьма драматичным: одна картина, как рассказывает Таус Махачева, сорвалась вниз. Правда, только одна!

На Шестой Московской биеннале пришла пора показать вторую часть акции. Для этого Махачева позвала девять акробатов, студентов циркового училища, и их режиссера Татьяну Львову. Так как гор на ВДНХ нет, акробаты выстраивают их сами. Собственными телами. Образуя для переноса каждой картины эффектную, неповторяющуюся (!) пирамиду. Пока все дагестанские холсты не переедут с велосипедной стоянки в более основательный куб.

Каждый день эта изысканная и весьма остроумная ситуация повторяется с 18:00 до 18:30, собирая в круглом зале Центрального павильона своих болельщиков. Есть среди них и постоянные зрители, поскольку «О пользе пирамид в культурном восприятии, укреплении национального сознания и формировании морально-этических ориентиров» кажется самым зрелищным и глубоким действом основного проекта.

Дума о национальной идентичности смешивается здесь с профессиональной метарефлексией о судьбах художников, балансирующих над горными провалами личных синдроматик и биографий, и общих закономерностях функционирования искусства как области максимально опасных вложений. Причем не столько финансовых, сколько личных. Когда, однажды оказавшись на канате, рискуешь всем, в том числе смыслом собственной жизни.

Важно, что акция Таус Махачевой эффектно распускает свои бутоны на территории выставки всего-то на каких-нибудь полчаса. Красоту этой акции нельзя «ни съесть, не выпить, не поцеловать». Существует она в режиме театра, только «здесь и сейчас». Отработав положенное, акробаты переодеваются в обычную одежду и растворяются среди посетителей. Будто бы их и не было вовсе.

Это же еще очень верно и с точки зрения общей направленности нынешнего основного проекта, который еще только-только становится: десять дней официальной работы биеннале посвящены созданию поствыставки, которая ведь может и не получиться, сорваться в пропасть. Хотя, судя по тому, как все оно движется к финальной точке, я почти уверен в итоговом результате. Все у них получится.

Подробную хронику Шестой Московской биеннале современного искусства читайте здесь.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+