The Art Newspaper Russia
Поиск

Алмагуль Менлибаева: «Я каждый день снимаю видеохронику преображения этого конкретного места»

Алмагуль Менлибаева выставляется на всевозможных интернациональных биеннале с 2005 года. Только в Венеции ее работы показывали, кажется, трижды (в том числе в этом году), не говоря уже о биеннале в Сиднее, Киеве и Москве (Менлибаева участвовала в Четвертой Московской биеннале в 2011-м). Сейчас ее большая эффектная работа расположена в купольном зале Центрального павильона ВДНХ. Каждый день художница снимает видеодневник, фиксируя процесс создания единой экспозиции, а 1 октября, в последний день работы основного биеннального проекта, состоится премьера ее нового видео, рассказывающего о евразийском проекте на примере светофоров в разных городах мира. Фильм «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» будут показывать на поствыставке, получившейся в итоге десятидневного культурного строительства, до 1 ноября.


Алмагуль, одна ваша работа представлена в главном биеннальном зале. К сожалению, она висит слишком высоко, чтобы ее можно было рассмотреть вблизи. Или так задумано? И как она называется?

На нынешней Московской биеннале я принимаю участие в трех проектах. Один из проектов — Image — и висит под самым потолком. Эта фотография называется «Центр Евразии». Я сделала ее на действительно существующей географической метке центра Евразии, которая находится на территории Казахстана, в районе, где когда-то был советский ядерный полигон, и, символически, у мавзолея великого казахского поэта Абая.

Следующий мой биеннальный проект — видеопрограмма, состоящая из четырех фильмов: «Вечная невеста» (2002, 9 мин), «Яблоневый цвет» (2007, 7 мин), «Молоко для ягнят» (2010, 10 мин), «Queens» (2007, 17 мин). И также премьера моего нового фильма «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» (2015, 17 мин).

Что вам сказали, когда приглашали на биеннале?

Название нынешнего основного проекта «Как жить вместе» прекрасно подходит к теме выставки о Евразии. Кураторы Барт де Бар, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен выбрали ее не случайно. Мне было интересно узнать, что существовало несколько других, альтернативных идей евразийства, помимо тех, которые мы знаем и пытаемся построить. Например, существовали идеи развития Евразии у мыслителей и практиков из Англии, Индии и Франции. Наша нынешняя идея евразийства действительно видится как отдельный остров на большом континенте. Поэтому моя новая работа «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» касается темы единого культурного пространства. В ней международным языком общения служат правила дорожного движения — цвета светофора, которому все мы, независимо от национальности и гражданства, взглядов и пристрастий, следуем без всяких споров. Вполне возможно, что таким образом мы движемся в наше общее будущее.

Где вы работали над этим проектом?

Для фильма я снимала светофоры и людей в разных городах. В Берлине, Париже, Алма-Ате, Астане, Брюсселе, Антверпене. Это развивающийся проект, и я планирую включить в него и многие другие места. Теперь мне более интересны маленькие города, которые считают себя существующими вне центра.

В течение десяти дней биеннале вы снимаете видеодневник основного проекта. Что вам показалось самым важным?

Интересный вопрос. Сейчас могу точно сказать, что мне нравится сама форма, в которой представлена Шестая Московская биеннале, сам принцип ее организации, поскольку все три куратора — директора музеев современного искусства и они смогли хорошо проартикулировать особенность этой биеннале как места встречи, общения и трансформации для каждого конкретного участника. Ее девиз «Как жить вместе» говорит с нами через возможности современного искусства. Говорит с нами как с художниками, как с кураторами, как со зрителями. Современное искусство говорит и с самим местом, в котором биеннале проводится, — с Москвой как с городом.

Этот девиз порождает в нас собственные важные вибрации. Достаточно того, что биеннале проходит в здании, символизирующем эстетику эпохи сталинизма. Я вижу, как работы художников, лекции современных экономистов, социологов, философов преобразили советскую псевдоклассическую архитектуру, этот самодостаточный «остров», помогающий консерваторам ностальгировать по ушедшим временам. Я каждый день снимаю видеохронику преображения этого конкретного места, веду дневник, пытаясь передать атмосферу события. Осмысление того, что происходит здесь в течение десяти дней, и анализ этого процесса придут чуть позже, когда я займусь монтажом.

Ваша работа «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» делалась с композитором Германом Поповым.

Художник по звуку, или, как это называлось по-старому, композитор этой работы, Герман Попов живет в Амстердаме, хотя родился в Одессе, на Украине. Мы уже много лет успешно работаем вместе. Это уникальный самодостаточный звуковой художник. В этом году мы сделали вместе успешный проект для Венецианской биеннале, спонсированный арт-фондом «Ярат» из Баку, его все еще показывают в павильоне «Союз огня и воды». Герман сделал немыслимое: он погрузил бакинские звуки в готику венецианской архитектуры. Для меня его работа очень важна.

Какие проекты у вас на очереди?

Я живу между Европой и Казахстаном. Планирую серию персональных выставок в Лондоне, Берлине и Алма-Ате. В планах также продолжить выставочный десятиканальный видеопроект «Огонь говорит со мной», который сейчас идет на Венецианской биеннале и который после окончания этой выставки покажут в Баку.

Алмагуль, что происходит в Казахстане с современным искусством?

Современное искусство в Казахстане развивается благодаря частным институциям. Поддержки со стороны государства нет, и все, что происходит в стране на актуальной арт-сцене, — плод сотрудничества художников с немногочисленными частными фондами.

Выставки, которые мне хотелось бы отметить из того, что было в этом году в Казахстане, — это прежде всего два крупных персональных проекта казахстанских художников Ербосына Мельдибекова и Елены и Виктора Воробьевых, осуществленных в галерее Aspan куратором Виктором Мизиано. Также в этом году прошел важный для нас алма-атинский фестиваль паблик-арта Arbat Fest с параллельной выставкой молодых художников. Ну и, может быть, еще «Культурный код» — выставка украинской художницы Оксаны Мась, организованная в Государственном музее искусств имени А. Кастеева в рамках все того же фестиваля московской галереей Artwin.

Похоже ли актуальное искусство Казахстана на современное российское? В чем схожести и различия?

Два наших художественных процесса, конечно же, заметно отличаются. Разница в том, что в нынешнем казахстанском искусстве нет ностальгии по прошлому, по ушедшему мнимому имперскому величию, а это отлично вписывается в общемировой тренд правильно понятой и пережитой постколониальной ситуации. Поэтому наши художники работают с абсолютно новым материалом, над собственным, совершенно оригинальным языком общения с внешним миром.


Беседовал Дмитрий Бавильский

Подробную хронику Шестой Московской биеннале современного искусства читайте здесь.

Материалы по теме
Просмотры: 8208
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
3
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
4
Объявлен шорт-лист IX Ежегодной премии The Art Newspaper Russia
Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Лауреаты будут названы на торжественной церемонии весной 2021 года в Москве в Гостином Дворе.
26 января 2021
5
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
6
Полиция нашла украденного «Спасителя мира» в неаполитанской квартире
Копия картины Леонардо, проданной за $450 млн, была похищена в прошлом году из музея при церкви Сан-Доменико Маджоре.
21 января 2021
7
Анна Пумпянская: «Мы пошли по пути осмысления уральского искусства внутри глобальных контекстов»
В Екатеринбурге появилась влиятельная в международном масштабе институция, которая занимается современным искусством. Как это произошло, рассказывает Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA, возглавляющая представительство галереи в Женеве.
21 января 2021
8
Венок усадьбам: поэты и жертвы
Как изучали историю русской усадьбы в ХХ веке? Драматургия выставки «Возвращение в усадьбу» в музее «Новый Иерусалим» подтолкнула нас к повествованию об энтузиастах советской эпохи, изучавших усадебную культуру и поплатившихся за свой интерес.
20 января 2021
9
На 96-м году жизни умерла Елена Мурина
Вместе с мужем, профессором Дмитрием Владимировичем Сарабьяновым, Елена Борисовна Мурина являла пример невероятно гармоничного союза, а также человеческой отзывчивости и участия.
22 января 2021
10
Археологи обнаружили древнейшее наскальное изображение животного
Ученые полагают, что возраст найденного в пещере в Индонезии рисунка бородавчатой свиньи составляет не менее 45,5 тыс. лет.
20 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru