В Москве открылась Шестая Московская биеннале современного искусства

В первый день работы биеннале ее площадка больше всего напоминала не столько представительную международную выставку, сколько артистическую студию, как и должно быть по мысли трех кураторов — Барта де Бара, Дефне Айас и Николауса Шафхаузена. Около большинства работ в подписях сейчас значится «создание», то есть авторы будут работать над ними ближайшие десять дней, так что законченный вид биеннале должна принять к началу октября.

Организаторы и кураторы, вынужденно ограничившиеся только одним из всех павильонов на территории ВДНХ, совершили тем не менее главный символический выбор. Как неоднократно говорилось, ВДНХ — это модель советского универсума в миниатюре и Павильон СССР находится в его сердцевине. Двенадцать из шестнадцати идущих по фасаду Центрального павильона гербов союзных республик СССР художник Сергей Братков закрыл изображениями лунной поверхности, оставив только страны СНГ.

Уже в течение первого дня биеннале павильон заметно видоизменился, в первую очередь благодаря все время проходящим перформансам. Так, в центральном проеме качалась на качелях художница Йоханна ван Овермейр, а в перформансе Таус Махачевой соцреалистическая закавказская живопись демонстрируется гимнастами в процессе упражнений.

Рамки этому бесконечному изменению задает серия дискуссий с участием видных современных интеллектуалов — от Саскии Сассен до Яниса Варуфакиса, — которые будут проходить на биеннале каждый день. Но изъять зрителя из бесконечного процесса изменения лучше всего способен сам вид интерьеров Центрального павильона ВДНХ и проходящего здесь ремонта. Работа реставраторов, которые продолжают возвращать подлинный вид горельефу Евгения Вучетича «Знаменосцу мира советскому народу — слава!», способна привлечь зрителей едва ли не больше, чем современное искусство, которое в таком окружении может легко уступить «большому стилю». Сохраняет свою внушительность перекрытое строительными лесами внутреннее пространство павильона, чей центральный объект не так давно был чудесно обретен. Шедевр советского официоза апроприирован современным искусством и в контексте биеннале окончательно получил единственно возможный статус «найденного объекта». Ситуация искусства, делающегося на глазах зрителя, накладывается здесь на «советскую руину», какой во всех смыслах является Павильон № 1, и образует мощную интерференцию. Однако акценты еще могут сместиться на современное искусство: среди работ есть большая живопись Люка Тюйманса, планируется, что знаменитый голландский живописец сам закончит большую картину с силуэтом афонского монаха.

Открывая пресс-конференцию, комиссар биеннале Иосиф Бакштейн недаром вспомнил о первой Московской биеннале, проходившей в Музее В.И.Ленина, который тогда тоже пребывал в запустении. На пресс-конференции также было объявлено о том, что дом шампанских вин Ruinart, поддерживающий биеннале, учредил премию в области современного визуального искусства в размере 300 тыс. руб., которую получит один из российских художников в ноябре 2015 года. Поддержку биеннале оказал банк Rietumu.

Акцией, в первый день соединившей павильон биеннале с общим пространством ВДНХ и контекстом никогда не прекращающегося здесь народного гулянья, стало выступление Омара Ханапиева, одного из участников выставки в павильоне «Кавказ» по соседству с главным кураторским проектом. Силач, поднимавший зубами 25-килограммовые гири, скрутил в жгут стальную полосу, в результате ставшую мало отличимой от модернистской пластики (ее получил в подарок сокуратор биеннале Барт де Бар).

За ходом Шестой Московской биеннале современного искусства вы можете следить в специальном разделе на нашем сайте.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+