18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве открылась Шестая Московская биеннале современного искусства

В первый день работы биеннале ее площадка больше всего напоминала не столько представительную международную выставку, сколько артистическую студию, как и должно быть по мысли трех кураторов — Барта де Бара, Дефне Айас и Николауса Шафхаузена. Около большинства работ в подписях сейчас значится «создание», то есть авторы будут работать над ними ближайшие десять дней, так что законченный вид биеннале должна принять к началу октября.

Организаторы и кураторы, вынужденно ограничившиеся только одним из всех павильонов на территории ВДНХ, совершили тем не менее главный символический выбор. Как неоднократно говорилось, ВДНХ — это модель советского универсума в миниатюре и Павильон СССР находится в его сердцевине. Двенадцать из шестнадцати идущих по фасаду Центрального павильона гербов союзных республик СССР художник Сергей Братков закрыл изображениями лунной поверхности, оставив только страны СНГ.

Уже в течение первого дня биеннале павильон заметно видоизменился, в первую очередь благодаря все время проходящим перформансам. Так, в центральном проеме качалась на качелях художница Йоханна ван Овермейр, а в перформансе Таус Махачевой соцреалистическая закавказская живопись демонстрируется гимнастами в процессе упражнений.

Рамки этому бесконечному изменению задает серия дискуссий с участием видных современных интеллектуалов — от Саскии Сассен до Яниса Варуфакиса, — которые будут проходить на биеннале каждый день. Но изъять зрителя из бесконечного процесса изменения лучше всего способен сам вид интерьеров Центрального павильона ВДНХ и проходящего здесь ремонта. Работа реставраторов, которые продолжают возвращать подлинный вид горельефу Евгения Вучетича «Знаменосцу мира советскому народу — слава!», способна привлечь зрителей едва ли не больше, чем современное искусство, которое в таком окружении может легко уступить «большому стилю». Сохраняет свою внушительность перекрытое строительными лесами внутреннее пространство павильона, чей центральный объект не так давно был чудесно обретен. Шедевр советского официоза апроприирован современным искусством и в контексте биеннале окончательно получил единственно возможный статус «найденного объекта». Ситуация искусства, делающегося на глазах зрителя, накладывается здесь на «советскую руину», какой во всех смыслах является Павильон № 1, и образует мощную интерференцию. Однако акценты еще могут сместиться на современное искусство: среди работ есть большая живопись Люка Тюйманса, планируется, что знаменитый голландский живописец сам закончит большую картину с силуэтом афонского монаха.

Открывая пресс-конференцию, комиссар биеннале Иосиф Бакштейн недаром вспомнил о первой Московской биеннале, проходившей в Музее В.И.Ленина, который тогда тоже пребывал в запустении. На пресс-конференции также было объявлено о том, что дом шампанских вин Ruinart, поддерживающий биеннале, учредил премию в области современного визуального искусства в размере 300 тыс. руб., которую получит один из российских художников в ноябре 2015 года. Поддержку биеннале оказал банк Rietumu.

Акцией, в первый день соединившей павильон биеннале с общим пространством ВДНХ и контекстом никогда не прекращающегося здесь народного гулянья, стало выступление Омара Ханапиева, одного из участников выставки в павильоне «Кавказ» по соседству с главным кураторским проектом. Силач, поднимавший зубами 25-килограммовые гири, скрутил в жгут стальную полосу, в результате ставшую мало отличимой от модернистской пластики (ее получил в подарок сокуратор биеннале Барт де Бар).

За ходом Шестой Московской биеннале современного искусства вы можете следить в специальном разделе на нашем сайте.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+