Из будущего с любовью

Павел Пепперштейн. Коммунистическая запасная станция «Юпитер», построена в 2737 году. 2009. Бумага, акварель. © Павел Пепперштейн, 2015
Павел Пепперштейн. Коммунистическая запасная станция «Юпитер», построена в 2737 году. 2009. Бумага, акварель. © Павел Пепперштейн, 2015

Выставка Павла Пепперштейна «Будущее, влюбленное в прошлое» открылась в Мультимедиа Арт Музее в рамках Шестой московской биеннале современного искусства.

Специальный проект, выставка картин и рисунков Павла Пепперштейна, созданная под кураторством самой Ольги Свибловой, распределился по трем этажам МАММ. Сверху она придавлена мглой просмотрового зала на последнем этаже здания, где показывают Inverso Mundis, совсем свежее антиутопическое видео AES+F, премьера которого состоялась на Венецианской биеннале. Первые этажи МАММ занимают «Смещения», экспозиция монументальных лайтбоксов Михаль Ровнер, сочетающих видео и фактурные поверхности, по которым, как по пустыне, бредут крохотные фигурки беженцев или паломников. Все три проекта, таким образом, оказываются как бы включенными в единое высказывание, охватившее всю территорию Мультимедиа Арт Музея, рассказывающее о неминуемом наступлении будущих времен, мороком наползающих на нашу реальность. Странники Ровнер блуждают вне времени и пространства, AES+F отвечают за негативный сценарий развития цивилизации, тогда как светлые игровые проекты Пепперштейна обещают утопическую гармонию, в которой разные религии и культуры, стили и направления, как «лев и агнец вкупе почиют», мирно и окончательно неделимо.

Любовью движутся не только Гомер и паруса, но и весь комплекс мирового культурного наследия, из которого Пепперштейн, как из конструктора Lego, собирает dreams своих проектов. Глядя на большие живописные композиции, идеально вписанные в белые выставочные пространства, или же вглядываясь в крохотные рисунки, помещенные в темном зале и подсвеченные изнутри, кто-то, может быть, вспомнит визионерские впечатления Сведенборга или же Уильяма Блейка, а кто-то — проекты фантомных инсталляций Дмитрия Пригова. Однако все обязательно оценят игру Пепперштейна с мотивами и элементами из работ художников русского авангарда, все еще таящих в своих порывах импульсы переделки (перекодировки) социальной реальности. Пепперштейн, композиции которого, кажется, впервые собраны в одном месте в таком количестве (музейное пространство им к лицу: только здесь наглядно убеждаешься в мощи и красоте пепперштейновского дискурса, обычно ограниченного галерейной текучкой), играет с ними то ли как самозабвенный ребенок, то ли как всезнающий мудрец. Главное, что художник делает все то, что делает, с большой мифогенной любовью, порождающей ответную волну тепла и исторического оптимизма.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+