Какие выставки стоит увидеть этой зимой

Лучшие музейные проекты Москвы и Петербурга в новогодние каникулы и последующие дни: рекомендации для эстетов, интеллектуалов, детей и влюбленных парочек

«Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков»

Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)

Рассказ о том, как в России, благодаря Петровским реформам, появился жанр светского портрета, и о том, какие забавные и трогательные формы он приобретал в зависимости от эпохи и удаленности региона. Экспонаты приехали из 17 музеев. Архитектура выставки сделана так драматично и захватывающе, что от этого зрелища прямо-таки не оторваться.

Подробнее о выставке — здесь.

До 8 января 2023

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
«Балабанов»

«Севкабель порт» (Санкт-Петербург)

Выставка-путешествие, приглашающая зрителей в миры режиссера Алексея Балабанова. Все его фильмы, включая неосуществленные проекты, объединены в экспозиционный лабиринт из залов-инсталляций, путешествуя по которому, будто проваливаешься назад во времени, разглядывая, помимо кинокадров, фотографии, эскизы и личные вещи. Есть тут и съемочная площадка, и декорации интерьеров, и вагон трамвая из самого знаменитого балабановского фильма «Брат», и царящий надо всем огромный портрет его героя, Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова, сложенный из множества кинокадров. Выставка сопровождается и впечатляющим аудиорядом — наушники выдаются с билетом.

До 15 января 2023

Выставка-путешествие «Балабанов» в центре «Севкабель порт». Фото: Севкабель Порт
Выставка-путешествие «Балабанов» в центре «Севкабель порт».
Фото: Севкабель Порт
«Александр Савинов. Миражи»

Музей русского импрессионизма (Москва)

Музей русского импрессионизма продолжает исполнять свою миссию по возвращению забытых имен. На сей раз перед нами предстает саратовец Александр Савинов (1881–1942), которого современники называли «умиротворенным Врубелем». Яркое узорочье его полотен действительно радует покоем и гармонией. Дополняет выставку спецпроект «Миражи. Саратовская школа», где представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, а также менее известных Александра Карева, Петра Уткина — в основном символистов.

Подробнее о выставке — здесь.

До 22 января 2023

Экспозиция «Александр Савинов. Миражи». Справа: картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице». Фото: Музей русского импрессионизма
Экспозиция «Александр Савинов. Миражи». Справа: картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице».
Фото: Музей русского импрессионизма
«МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF»

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева (Москва)

Проект про одного из главных советских архитекторов, творца собственного «дома Мельникова», теперь ставшего филиалом Музея архитектуры, готовили очень долго и очень ответственно. Получившаяся выставка позволяет взглянуть на историю становления крупного мастера, поистине международной звезды: от ученических рисунков и гипсов до грандиозных новаторских проектов гаражей, небоскребов и павильонов СССР на всемирных выставках, многие из которых так и не были осуществлены. Соединение таких разных образов, как хрустальный гроб Ленина и нежно-сиреневые стены собственной гостиной, поражает и заставляет задуматься о внутреннем мире Мельникова.

Подробнее о выставке — здесь.

До 23 января 2023

Выставка «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF». Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF».
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Сны Сибири»

Государственный исторический музей (Москва)

Находки из раскопок, производившихся по всей Сибири: образцы «звериного стиля» древних кочевых народов, а также пугающие копии каменных идолов III тысячелетия до н.э., которые по причине гигантского веса сложно транспортировать из других музеев, — здесь сопоставлены с произведениями современных художников. Выставка вышла чрезвычайно театральной из-за игры света и тьмы и дополнительных декораций (например, гигантских коней, медведя и тигра) — дети в восторге.

Подробнее о выставке — здесь.

До 30 января 2023

Копии каменных стел, найденных в Енисейской губернии, на выставке «Сны Сибири» в Государственном историческом музее. Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
Копии каменных стел, найденных в Енисейской губернии, на выставке «Сны Сибири» в Государственном историческом музее.
Фото: Дмитрий Егоров, Алексей Мощенков/Государственный исторический музей
«Дягилев. Генеральная репетиция»

Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Выставка к 150-летию великого импресарио показывает костюмы и декорации, создававшиеся для «Русских сезонов» в течение многих лет. Помимо ошеломительной графики лучших художников Серебряного века — эскизов костюмов и декораций, здесь представлены редчайшие костюмы, в 2019 году приобретенные музеем у лондонских коллекционеров Ольги и Айвора Мазур.

Подробнее о выставке — здесь.

До 5 февраля 2023

Женский костюм и костюм Звездочёта для балета на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» по эскизам Наталии Гончаровой в экспозиции «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковкой галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Женский костюм и костюм Звездочёта для балета на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» по эскизам Наталии Гончаровой в экспозиции «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковкой галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие»

Еврейский музей и центр толерантности (Москва)

Аналитический проект про авангард, где тщательно разбирается, как наши великие мастера, начиная с Малевича и Шагала, работали и мыслили. Сделав центральной темой своего проекта беспредметность, кураторы собрали множество произведений из самых далеких регионов. Выставка уже была представлена в екатеринбургском Ельцин Центре (омраченная казусом с картиной Анны Лепорской) — для московского же показа ее дополнили новыми предметами.

Подробнее о выставке — здесь и здесь.

До 19 февраля 2023

Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» в Еврейском музее. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» в Еврейском музее.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
«Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений. Семь камерных сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой»

Дом культуры «ГЭС-2» (Москва)

Редкая в наши дни возможность соприкоснуться с мировым искусством и умением делать выставки на уровне Венецианской биеннале. В огромном пространстве «ГЭС-2» кураторы соорудили семь закрытых павильонов, внутри которых музыка сочетается с соответствующими настроению произведениями визуального искусства. Например, павильон «Шуман» посвящен теме безумия, и рядом мы видим произведения Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Герхарда Рихтера, а также рисунки Михаила Врубеля из психиатрической клиники.

Подробнее о выставке — здесь.

До 12 марта 2023

Павильон 1. «Штраус/Шёнберг» в экспозиции «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений. Семь камерных сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 1. «Штраус/Шёнберг» в экспозиции «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений. Семь камерных сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
«Всеобщий язык»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва)

Библейский миф о Вавилонской башне, ее падении и смешении языков стал лейтмотивом этой выставки, рассказывающей о разнообразии языков и диалектов, но общности главных сюжетов. Как эту тему можно показать с помощью конкретных предметов? Весьма сложным, но увлекательным способом — используя рукописи, таблички с острова Пасхи, портреты русских купцов и каджарских шахов и многое другое, в том числе сюжет о том, как Рубенс работал дипломатическим посланником (и сближал нации).

Подробнее о выставке — здесь.

До 19 марта 2023

Выставка «Всеобщий язык» в Пушкинском музее. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Выставка «Всеобщий язык» в Пушкинском музее.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Русский авангард. Искусство для нового мира»

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Этот проект немного в другом составе с грандиозным успехом прошел в Амстердаме в начале 2022 года и там вошел в список лучших выставок страны. Кураторы рассказывают нам о том, как авангард внедрялся в быт и жизнь. Видное место в экспозиции занимает фарфор, в дизайне которого отметились практически все важные художники эпохи. Автор концепции выставки — Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Эрмитажа.

До 26 марта 2023

Экспозиция «Русский авангард. Искусство для нового мира» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Русский авангард. Искусство для нового мира» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж
«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева»

Музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург)

Еще один проект о наследии Сергея Дягилева. На сей раз в Северной столице и показывающий русского импресарио с другого ракурса — в сопоставлении с великим любовником Казановой, который стал символом Венеции — города праздников и маскарадов. Основная идея проекта — рассказать, как Дягилев при участии самых блестящих творцов своей эпохи превратил в реальность крылатое выражение «Петербург — северная Венеция». Выставка построена как

грандиозный спектакль о Серебряном веке, внутрь декораций которого ты попадаешь, становясь одним из его героев.

Подробнее о выставке — здесь.

До 16 апреля 2023

Выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева» в Музее театрального и музыкального искусства. Фото: Музей театрального и музыкального искусства
Выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева» в Музее театрального и музыкального искусства.
Фото: Музей театрального и музыкального искусства
«В поисках народного искусства. К 100-летию создания СССР. 1960–1980-е»

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец (Москва)

Грандиозная экспозиция, посвященная открытию, расцвету и увяданию народных промыслов в советские 1960–1980-е годы на примере произведений из Вологды, Гжели, Дулева, Жостова, Федоскина и других хрестоматийных «брендов». «Народное искусство» ХХ века здесь показывают как комплексный проект советского государства, а также демонстрируют его влияние на современное искусство стран постсоветского пространства.

Подробнее о выставке — здесь.

До 28 июля 2024

Фрагмент экспозиции «В поисках народного искусства. К 100-летию создания СССР. 1960–1980-е» в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно». Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Фрагмент экспозиции «В поисках народного искусства. К 100-летию создания СССР. 1960–1980-е» в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно».
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+