18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Символист из Саратова: Музей русского импрессионизма вновь открывает Александра Савинова

Александр Савинов. «Женщина с филином». 1907. Фрагмент. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Фото: Музей русского импрессионизма
Александр Савинов. «Женщина с филином». 1907. Фрагмент. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Фото: Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма показывает выставку Александра Савинова (1881–1942), уроженца Саратова, входившего в круг художников-символистов — Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Петра Уткина

Герой новой выставки в Музее русского импрессионизма не слишком известен широкой публике, хотя полузабытым художником его тоже не назовешь. Живопись Александра Савинова (1881–1942) ценят знатоки, его работы время от времени участвуют в музейных проектах (скажем, в недавних «Ликах модерна» в Третьяковке). А еще это имя нередко упоминается в литературе, посвященной «Голубой розе». Нет, Савинов не состоял в знаменитом объединении, но был соучеником Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Петра Уткина по Боголюбовскому училищу в Саратове — и во многом их единомышленником. Он тоже увлекался в юности символизмом, боготворил Михаила Врубеля и испытывал влияние Виктора Борисова-Мусатова. Потому и причислен к саратовской школе, хотя как профессионал сформировался все же позднее — в Петербурге, в Академии художеств, а затем в Европе.

Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи».
Фото: Музей русского импрессионизма

Наследие Александра Савинова не так уж велико по объему. Часть его сгинула в блокадном Ленинграде после смерти художника, но даже и в целом оно было отнюдь не гигантским. Случались периоды, когда Савинов почти не занимался станковой живописью. Например, в середине 1910-х, при длительной работе над оформлением церкви, построенной Алексеем Щусевым по заказу промышленника Павла Харитоненко в Натальевке, его харьковском поместье. Еще более протяженным оказался перерыв, связанный с преподаванием в 1920–1930-е годы в реформированной Академии художеств, где Савинов одно время занимал должность проректора. Оттуда его изгнали в 1937-м за приобщение студентов к «политически вредному формализму». И он вернулся к собственной живописи — правда, этот отрезок его биографии оказался недолгим.

«Мы столкнулись с тем, что многие произведения Савинова находятся сейчас не в лучшем состоянии, — рассказала куратор выставки Анастасия Винокурова. — Возможно, художник допускал некоторые технологические нарушения в процессе работы. Состояние сохранности ряда вещей создало нам ограничения при отборе экспонатов». Частичным решением проблемы стало издание каталога, куда включены и те работы, которые их владельцы не рискнули отпустить на «гастроли». Тем не менее выставка получилась максимально представительной: произведения для нее предоставили 18 российских музеев, а также галеристы и частные собиратели из Москвы и Петербурга.

Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи». Справа: картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи». Справа: картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице».
Фото: Музей русского импрессионизма

Тон экспозиции, по словам Анастасии Винокуровой, задает панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» (1909–1911), написанное Савиновым в Италии. Но немало здесь и ранних саратовских, и петербургско-ленинградских работ, включая полотна «В парке культуры» и «Детская площадка» рубежа 1930–1940-х. В конце жизни художник честно пытался хоть как-то соответствовать соцреалистическим установкам, но все равно получалось «формалистическое эстетство».

В компанию к Савинову устроители выставки подобрали таких же эстетов — и земляков при этом. Спецпроект, размещенный на третьем этаже музея, представляет собой обзор творчества Виктора Борисова-Мусатова, Алексея Карёва, Кузьмы Петрова-Водкина и упомянутых выше «голуборозовцев». «Мы хотели показать Савинова именно в этом кругу, — объясняет Анастасия Винокурова. — Интересно, что у самого Александра Ивановича, когда он снова, уже после революции, некоторое время жил в родном городе, появилась идея сделать выставку художников саратовской школы. Он думал тогда об этой школе, главой которой считал Борисова-Мусатова». Теперь уже тут, на выставке в Москве, они все и встретились.  

Музей русского импрессионизма
«Александр Савинов. Миражи»
Спецпроект «Миражи. Саратовская школа»
До 22 января 2023

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+