18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Семь павильонов о музыке и искусстве в Доме культуры «ГЭС-2»

Павильон 3. «Шостакович». Кирилл Глущенко. Инсталляция «Венец». 2017/2022. Предоставлено автором. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 3. «Шостакович». Кирилл Глущенко. Инсталляция «Венец». 2017/2022. Предоставлено автором.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Классические произведения, от Бетховена до Шостаковича, звучат в отдельных павильонах, где с музыкой резонирует та или иная художественная инсталляция и где можно видеть как современные работы, так и гениев прошлого — от Пиранези до Бэкона

Огромный нижний этаж бывшей электростанции стал отдаленно напоминать парк Джардини в Венеции, где проходит знаменитая биеннале и зрители бродят от одного павильона к другому. Так же и здесь, на выставке «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений», построено семь больших павильонов, раскрашенных в разные оттенки синего, серого и зеленого. Понятно, что строительство обособленных пространств было продиктовано техническим заданием: нужно, чтобы звуки не сталкивались друг с другом и не создавали какофонию. Но и само по себе это решение выглядит художественным жестом: и колера, и архитектура как будто намекают, что мы то ли на выставке минималистской скульптуры, то ли в каком-то грузовом терминале, где в унифицированных контейнерах могут содержаться самые разные сокровища.

Павильон 5. «Шуман». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 5. «Шуман».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Хотя павильоны пронумерованы и названы именами звучащих в них композиторов, зрителя не принуждают к строгому маршруту, тем более что порядок инсталляций не связан с хронологией появления музыкальных сочинений, а обусловлен какой-то другой логикой (например, Шостакович идет до Шумана), но начать стоит все же с павильона номер один — «Штраус/Шёнберг». Дело в том, что в нем есть ключ к пониманию всей концепции выставки. Арнольд Шёнберг придумал в Вене Общество частных музыкальных представлений — и именно такой подзаголовок носит и весь проект. Предполагалось, что музыку лучше слушать в более камерной обстановке в кругу ценителей, поэтому в павильоне обнаруживается условная венская гостиная в стиле ар-нуво, в центре которой установлен проигрыватель, а с пластинки звучит переложенный Шёнбергом «Императорский вальс» Штрауса. Кстати, одним из партнеров проекта стала фирма «Мелодия», и некоторые звучащие на выставке записи — из ее архивов; другие произведения записаны заново специально по заказу фонда V–A–C.

Павильон 1. «Штраус/Шёнберг». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 1. «Штраус/Шёнберг».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Все остальные залы-павильоны также создают особую среду, отличную от традиционного способа восприятия классической музыки где-нибудь в филармонии. В «Бетховене» это студия звукозаписи или телестудия с экраном-хромакеем, в чьем зеленом свете призрачно мерцают картины Олега Васильева, Франциско Инфанте-Араны, Ивана Чуйкова. В «Листе» пьеса «Серые облака» исполняется в сером интерьере, придуманном Эль Лисицким в 1926 году для демонстрации модернистских опусов и ставшем самостоятельным произведением, предвосхитившим идеальный «белый куб» современных галерей. В павильоне номер семь — «Вагнер» — появляется сцена, но пространство больше похоже на уединенную часовню, и пускают туда только по двое — таким образом зрителям предлагается поставить себя на место Людвига Баварского, слушавшего оперы Рихарда Вагнера в полном одиночестве, в пустом театре. Такие же пустые театры запечатлены на фотографиях Хироси Сугимото на стенах.

Павильон 6. «Лист». Эль Лисицкий. «Демонстрационное пространство для конструктивного искусства на Международной художественной выставке в Дрездене». 1926. Реконструкция Нила Патела. 2017. Из коллекции фонда V–A–C. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 6. «Лист». Эль Лисицкий. «Демонстрационное пространство для конструктивного искусства на Международной художественной выставке в Дрездене». 1926. Реконструкция Нила Патела. 2017. Из коллекции фонда V–A–C.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Два павильона — под номерами три и четыре — представляют тотальные инсталляции современных российских художников. Ирина Корина сделала ремейк работы «Камуфляж» 2001 года, повторив идею скрывающихся в рисунках обоев персонажей. На сей раз готические мотивы в орнаменте и закручивающийся спиралью лабиринт создают образ, навеянный песнопениями бенедиктинской монахини XII века Хильдегарды Бингенской, знаменитой и своими видениями, которые как будто материализуются в виде изображений паломников (их роли играют герои современной московской арт-сцены), а расставленные в инсталляции клетчатые сумки челноков из 1990-х увязывают экономические скитания с духовными поисками.

Павильон 4. «Хильдегарда Бингенская». Ирина Корина. Тотальная инсталляция «Камуфляж». 2001. Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 4. «Хильдегарда Бингенская». Ирина Корина. Тотальная инсталляция «Камуфляж». 2001.
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Кириллу Глущенко удалось сотворить настоящий памятник брежневской эпохе в павильоне «Шостакович»: художник реконструировал трехкомнатный номер люкс гостиницы «Венец» в Ульяновске, возведенной к широко отмечавшемуся 100-летию Ленина (забавно, что инсталляция отчасти напоминает известную картину «Номер люкс» Ильи Кабакова). Красная обивка мебели, ветка сосны в хрустальной вазе, драматичное освещение — автор воздвигает эстетику зрелого социализма на пьедестал, и фигурально, и буквально, так что этот павильон своей торжественностью напоминает Мавзолей. Все это служит убедительной декорацией для 15-й, последней симфонии Дмитрия Шостаковича, написанной в то же время, в 1971 году.

Самым насыщенным по количеству шедевров на квадратный метр оказался павильон «Шуман», посвященный теме безумия (здесь звучат «Вариации духа», предшествовавшие сумасшествию композитора). Тут представлены произведения Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Герхарда Рихтера, Синди Шерман, а также рисунки Михаила Врубеля из психиатрической клиники. Однако самым ярким символом нестабильности психики и восприятия мира стал качающийся под ногами пол из давней инсталляции Urangst той же Ирины Кориной.

Павильон 5. «Шуман». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Павильон 5. «Шуман».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В целом этот сложный, многосоставный проект можно рассматривать в разных плоскостях. И как истории о больших стилях, от романтизма до модернизма, и как сюжеты, связанные с переломными эпохами, и как исследование способов восприятия разных видов искусства и их синтеза. Очевидно, что последнее — ключевой момент для деятельности фонда V–A–C, с самого начала делавшего ставку на подобные новаторские и экспериментальные проекты: это были и гастроли в Москве Тино Сегала, и программа музыкальных перформансов на московских рынках, и выставка «Генеральная репетиция», где картины играли роли в известных пьесах, и фестиваль циркового искусства в Венеции, и, наконец, бенефис Рагнара Кьяртанссона со съемками сериала «Санта-Барбара», которым в конце прошлого года открылся Дом культуры «ГЭС-2». Идея соединения музыки с искусством, конечно, не нова и сегодня многие музеи имеют музыкальные фестивали или программы к выставкам, но трудно найти прецедент нынешним «Настройкам-3» с их столь впечатляющими синтетическими инсталляциями.

Справка
Команда «Настройки-3»

Проект продолжает линию, начатую весной 2022 года «Настройками-1» и «Настройками-2», где звучали произведения современных российских композиторов.

Кураторы: Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова
Архитектор: Елизавета Сазонова
Сценограф: Александр Барменков
Световые решения: Ксения Косая

Проект организован в партнерстве с фирмой «Мелодия» и при участии галерей Ovcharenko и XL, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Еще…

Чтобы оценить нюансы этого сложного проекта и усилия огромной команды, над ним работавшей, стоит воспользоваться подсказками, чтобы все семь историй не остались загадочными шарадами. В залах нет этикеток, и гидом по выставке служит буклет с описаниями, а на помощь готовы прийти медиаторы. Впрочем, маршрут вслепую тоже не исключается. В любом случае получится удвоенная сумма впечатлений — и от музыки, и от искусства.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений. Семь камерных сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой»
До 12 марта 2023

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+