В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908.  Фрагмент. Фото: Институт восточных рукописей РАН
Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908. Фрагмент.
Фото: Институт восточных рукописей РАН

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

В основу выставки «Всеобщий язык» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина положен библейский сюжет о Вавилонской башне как символе былого единства человечества. Утратив единый язык и рассеявшись по земле, на протяжении всей своей истории люди, теперь уже говорящие на разных языках, учатся искать способы понять друг друга. Эту идею кураторская команда в составе Татьяны Горяевой, Александры Даниловой и Марии Тиминой представляет, показав все богатство языков и ликов мира с помощью произведений искусства, рукописей, книг и разного рода артефактов, которые отражают историю письменности и ее роль в развитии цивилизации.

Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка включает семь разделов. Языки и лики мира — это памятники письменности, учитывая самые древние или редкие примеры, такие как таблички ронго-ронго с острова Пасхи, а также портреты, созданные в разные эпохи и в разных частях света, от ренессансной Германии до Персии эпохи Каджаров и русского купеческого Поволжья XIX столетия. В отдельные разделы выделены «Священные книги» — главные тексты крупнейших мировых религий — и «Благопожелания» в виде разнообразных предметов, на которые нанесены изображения или ритуальные знаки. Разделы «Повседневные договоренности» и «Дипломатия» посвящены попыткам — которым столько же тысячелетий, сколько и человечеству, — на разных уровнях договориться друг с другом. Здесь можно увидеть новгородские берестяные грамоты и египетские папирусы, посольские дары, ноты протеста и мирные договоры. Дипломатами нередко были художники и поэты, среди которых три героя выставки: Питер Пауль Рубенс, князь Григорий Гагарин и Федор Тютчев. Объединяться миру помогали и путешествия, которым посвящен отдельный раздел.

Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Искусство понимать друг друга — тема безбрежная. Для выставки режиссер Андрей Сильвестров снял три видеоинсталляции, героями которых стали сотрудники музея, по замыслу кураторов выступающие в качестве связующего звена между искусством и зрителем. Еще одно измерение в поисках всеобщего языка — выход за пределы визуальности в другие жанры искусств. Будут также показаны три спектакля, каждый из которых является поиском языковой, технологической и эстетической общности между музеем и театром. К выставке приурочен музыкальный фестиваль «Искусство перевода», объединяющий в три однодневных цикла восемь музыкальных программ, построенных как диалог различных культур, эпох, языков и стилей.

Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для выставки объединили усилия более двух десятков самых разных институций, государственных и частных, среди них Российская государственная библиотека, Институт восточных рукописей, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и Третьяковская галерея, фонды Марджани, Владимира Потанина и «Синара», фестиваль «Золотая маска» и многие другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Всеобщий язык»
16 декабря — 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+