18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908.  Фрагмент. Фото: Институт восточных рукописей РАН
Верительная грамота императора Цин Пу и императору Николаю II. Китай. 29 декабря 1908. Фрагмент.
Фото: Институт восточных рукописей РАН

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

В основу выставки «Всеобщий язык» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина положен библейский сюжет о Вавилонской башне как символе былого единства человечества. Утратив единый язык и рассеявшись по земле, на протяжении всей своей истории люди, теперь уже говорящие на разных языках, учатся искать способы понять друг друга. Эту идею кураторская команда в составе Татьяны Горяевой, Александры Даниловой и Марии Тиминой представляет, показав все богатство языков и ликов мира с помощью произведений искусства, рукописей, книг и разного рода артефактов, которые отражают историю письменности и ее роль в развитии цивилизации.

Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нидерландский мастер. «Разрушение Вавилонской башни».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка включает семь разделов. Языки и лики мира — это памятники письменности, учитывая самые древние или редкие примеры, такие как таблички ронго-ронго с острова Пасхи, а также портреты, созданные в разные эпохи и в разных частях света, от ренессансной Германии до Персии эпохи Каджаров и русского купеческого Поволжья XIX столетия. В отдельные разделы выделены «Священные книги» — главные тексты крупнейших мировых религий — и «Благопожелания» в виде разнообразных предметов, на которые нанесены изображения или ритуальные знаки. Разделы «Повседневные договоренности» и «Дипломатия» посвящены попыткам — которым столько же тысячелетий, сколько и человечеству, — на разных уровнях договориться друг с другом. Здесь можно увидеть новгородские берестяные грамоты и египетские папирусы, посольские дары, ноты протеста и мирные договоры. Дипломатами нередко были художники и поэты, среди которых три героя выставки: Питер Пауль Рубенс, князь Григорий Гагарин и Федор Тютчев. Объединяться миру помогали и путешествия, которым посвящен отдельный раздел.

Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Монтаж экспозиции «Всеобщий язык» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Искусство понимать друг друга — тема безбрежная. Для выставки режиссер Андрей Сильвестров снял три видеоинсталляции, героями которых стали сотрудники музея, по замыслу кураторов выступающие в качестве связующего звена между искусством и зрителем. Еще одно измерение в поисках всеобщего языка — выход за пределы визуальности в другие жанры искусств. Будут также показаны три спектакля, каждый из которых является поиском языковой, технологической и эстетической общности между музеем и театром. К выставке приурочен музыкальный фестиваль «Искусство перевода», объединяющий в три однодневных цикла восемь музыкальных программ, построенных как диалог различных культур, эпох, языков и стилей.

Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Блюдо с профильным погрудным портретом. Италия. Середина — вторая половина XIX века.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Для выставки объединили усилия более двух десятков самых разных институций, государственных и частных, среди них Российская государственная библиотека, Институт восточных рукописей, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и Третьяковская галерея, фонды Марджани, Владимира Потанина и «Синара», фестиваль «Золотая маска» и многие другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Всеобщий язык»
16 декабря — 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+