18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лицо русской провинции в 100 портретах

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Петербургский Манеж для выставки «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» аккумулировал экспонаты из 17 отечественных музеев. Всего на ней представлено 100 портретов часто неизвестных авторов

Выставка показывает, как под влиянием Петровских реформ в российской провинции воцарился светский портрет. Концепцию выставки придумал Павел Пригара, недавно покинувший пост директора Центрального выставочного зала «Манеж». Это свое­образное продолжение проекта «Христос в темнице», который знакомил петербургскую публику, воспитанную по большей части на классицизме и немного на барокко, с древнерусской деревянной религиозной скульптурой.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Провинциальные художники эпохи Просвещения искренне пытались заглянуть в душу своим персонажам, найти в них благонравие, основательность, уверенность в себе и своем будущем. Самый известный художник из представленных на выставке — Иван Тарханов (1780–1848), сын угличского священника, автор портретов представителей разных сословий. Художник подписывался как «живописец, коллежский регистратор». Последний титул ироничен: коллежский регистратор — 14-й, низший чин в российской чиновной Табели о рангах. Живописец, начиная с Петровских времен, вне чинов: талант решает. У Тарханова он был. Купцы Буторины, Сурины, Шапошниковы на его портретах показаны деловыми людьми, экономными на эмоции. Неизвестный купец позирует с важным документом в руке. Его супруга на парном портрете сжала в кулаке драпировку, а в другой руке держит платок. Она явно беспокоится за дела мужа.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Под вопросом авторство Тарханова портретов Василия Зимина, угличского городского головы, и его супруги Евдокии. Действительно, в них подозрительно мало искренности. Николай Мыльников (1797–1842) был потомственным художником. На лицах его купцов — Харитона Астапова и Ивана Дорофеева — больше эмоций, чем у персонажей Тарханова. Но супруги — Прасковья Астапова и Агафья Дорофеева — замкнуты и непроницаемы. Гордо носит свои ордена купец Василий Пивоваров на портрете неизвестного художника. Парный портрет его жены Евдокии выдает обеспеченную уездную даму в шитой золотом шали.

На десерт Манеж приготовил еще несколько портретов. Неизвестному автору принадлежит «Портрет мальчика с яблоком». Можно было бы принять его за беззаботную зарисовку. Но слишком серьезен взгляд ребенка, да еще он держит посох странника в правой руке. Может быть, художник думал об Адаме и последствиях первородного греха? Другой неизвестный мастер изобразил «записного раскольника», предположительно Григория Кочурихина. Этот пойдет до конца. Василий Мезенцев запечатлел Якова Мордвинова, военного, путешественника, писателя. Он нам известен по этому наивно-простоватому портрету. Неизвестный художник создал портрет Александры Темериной, переславль-залесской бизнес-леди, владелицы ткацкой фабрики. Она сумела получить для своих семерых детей потомственное дворянство. Дама приятная во всех отношениях.

Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже. Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»
Выставка «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков» в петербургском Манеже.
Фото: Ирина Колпачникова/Центральный выставочный зал «Манеж»

Шедевр выставки — портрет княжны Анастасии Давыдовой кисти Николая Абхази (Апхазева). Княжне с выразительными черными очами около шести лет. Пройдет совсем немного времени, и она станет «смолянкой» — воспитанницей Смольного института благородных девиц, и попадет в знаменитый живописный сериал Дмитрия Левицкого.

Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков
Центральный выставочный зал «Манеж»
15 октября – 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+