Экранизация романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» вышла на экраны как раз этой осенью, и на самом деле жалко, что ее создатели, в первую очередь художники, не успели повидать выставку «Сны Сибири», рассказывающую о бесписьменных народностях Пермского края и других приуральских и азиатских регионов России. В фильме бы наверняка тогда прибавилось завораживающей жути. Однако обойдемся и без фильма, благо фантазия кураторов выставки оказалась достаточно кинематографичной и археологические артефакты, которые многими считаются одним из самых унылых типов музейных экспонатов, тут благодаря подаче преобразились, приобретя мощную театральность.
Сквозная тема выставки — 130-летие Транссибирской железнодорожной магистрали. Но мы не увидим тут ни одноименного яйца Фаберже, ни подарков цесаревичу Николаю в честь путешествия по ней — традиционных экспонатов выставок на эту тему.
Проект осуществлен Фондом развития науки и культуры «Таволга», специализирующимся на проведении археологических раскопок. Поэтому на выставке собрали самые главные археологические находки, которые когда-либо были сделаны на территориях, прилегающих к Транссибу, причем не только за последние годы, но и за минувшие два века. Помимо предметов из фондов Исторического музея, привезли вещи из региональных музеев. Это объекты пазырыкской, кондонской, кулайской, окуневской, тагарской, таштыкской культур — из них широкому зрителю известна в лучшем случае первая (из-за эрмитажного ковра, древнейшего в мире). Выставка стремится показать, что все эти археологические культуры достойны запоминания, наравне со скифами и сарматами. И хотя золотых экспонатов в витринах мы не увидим (в основном тут бронза, камень и керамика), настало время признать, что их неведомые авторы были крайне талантливы — такой экспрессией, эмоциональностью обладают созданные ими лики людей и чудовищ на бляшках, статуэтках и каменных глыбах.
Отдельно остановимся на этих глыбах. Оказывается, в Енисейской губернии было найдено заметное число каменных стел, на которых изваяны человеческие лица и звериные морды. Некоторые из них, как Бирская стела (конец 3 тыс. — начало 2 тыс. до н.э., РЭМ), так завораживающи, что Ханс Руди Гигер бы одобрил. Показать этот жанр шаманского искусства кураторам очень хотелось, но это технически было невозможно: объекты многотонны. В итоге представлены их копии в натуральную величину.
В числе передовых экспозиционных технологий, призванных впечатлить зрителя, — изображение гигантского медведя, а также избушка на курьих ножках (на самом деле «домик мертвых» финно-угорского населения Урала и Западной Сибири). Все это дополняется совриском, за этот раздел отвечает Кирилл Светляков. Помимо скульптур Даши Намдакова, в которых просматриваются мотивы искусства коренных народов Восточной Сибири, здесь еще и эмали «Двенадцать шаманов» Сергея Ануфриева, панно Олега Комарова из бересты, кожи и дерева, работы камнереза Александра Баранмаа, керамика Татьяны Ерошенко, а также скульптуры Зандана Дугарова.
Государственный исторический музей
«Сны Сибири»: к 130-летию Транссибирской магистрали
До 6 мая 2023