Народное искусство как государственный проект

Арарат Мартиросян. Солонка «Армения». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Арарат Мартиросян. Солонка «Армения».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В музее-заповеднике «Царицыно» 15 декабря начинается большая выставка, посвященная открытию, расцвету и увяданию народных промыслов в советские 1960–1980-е годы на примере произведений из Вологды, Гжели, Дулева, Жостова, Федоскина и других «золотых брендов»

Большая выставка не только повод показать богатейшее собрание народного искусства музея-заповедника «Царицыно», который в 1980-е годы работал в статусе Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. Это попытка по-новому представить феномен ХХ века — народное искусство как комплексный проект советского государства, а также его влияние на современное искусство стран постсоветского пространства. На выставку привлечено около 700 экспонатов из «Царицыно», Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина и частных коллекций.

Павел Чадунин. Тарелка «Царевна-лягушка». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Павел Чадунин. Тарелка «Царевна-лягушка».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Конец 1950-х — начало 1960-х, период оттепели, стали эпохой открытия темы народного искусства. Организованные экспедиции и просто энтузиасты отправлялись по деревням, чтобы собирать, фотографировать и записывать то, что делали, говорили и пели последние, очень немолодые уже, носители традиционного народного искусства. Вовремя. В ­1960-е годы налоговые реформы буквально исключили в стране возможность существования артелей и производств в селах. Уцелели единицы (например, фабрика «Заонежская вышивка», которая действует, хоть и под разными названиями, с 1929 года по сей день; ей посвящена открытая до 15 декабря выставка во Всероссийском музее декоративного искусства). И пока в интеллигентских малогабаритках присутствие изделий народных мастеров (например, дымковской или каргопольской игрушки) было признаком продвинутости и широты взглядов, бывшие крестьяне изо всех сил пытались забыть деревенские традиции и стать настоящими горожанами.

Светлана Житлухина. «Водоноска». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Светлана Житлухина. «Водоноска».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Господдержка народного искусства началась только в 1970-е годы, когда страна взяла курс на развитие художественных промыслов и их адаптацию к промышленному тиражированию. «Народное декоративно-прикладное искусство является частью советской социалистической культуры», — декларировала газета «Правда» в 1975 году. В школах и вузах, на художественных комбинатах и заводах появились секции и отделы декоративного и народного искусства. Фабрики получили вышивальные машины, изготовление гжельской керамики и жостовских подносов встало на поток.

Плановое увеличение количества изделий привело к падению их качества, а в конечном счете к превращению в расхожие «сувениры». Шаблонный сувенирный формат возрожденного народного искусства стал началом его дискредитации в 1990-х годах. Эта драматическая история возрождения и увядания будет представлена в «Царицыно» на примере «золотых брендов» — расписных узбекских чаш, чайников Дулевского фарфорового завода, стеклянных ваз завода «Неман», черненого серебра Великого Устюга и других.

Владимир Зазнобин «Гармонист». Фото: Музей-заповедник «Царицыно»
Владимир Зазнобин «Гармонист».
Фото: Музей-заповедник «Царицыно»

Однако финал истории печальным не выглядит: традиции и приемы народного искусства обогатили культуру будущих десятилетий, а сейчас интерес к корням и традициям переживает новое возрождение. Пока оно выглядит искренним, хотя государство и ныне не отстает. Осенью 2021 года правительством РФ была принята концепция развития творческих индустрий, призванная «реализовать потенциал творческих индустрий во всех регионах с учетом их особенностей и специфики». Поддержка малым предприятиям, художникам и художественным институциям, обращающимся к национальным корням, конечно, не повредит. Посмотрим, совершит ли история круг. 

Государственный музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец
«В поисках народного искусства. К 100-летию создания СССР. 1960–1980-е»
15 декабря 2022 – 28 июля 2024

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+