18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале в Венеции: только профессионалы и никакой светской жизни

В Венеции заработала XVII Архитектурная биеннале, в которой принимают участие 60 стран, Россия представила реконструкцию исторического павильона в Джардини

«Как нам жить вместе?» — так звучит заглавная тема XVII Архитектурной биеннале в Венеции, придуманная куратором Хашимом Саркисом еще до пандемии, но с ее течением ставшая только актуальнее. На этот вопрос отвечают организаторы и участники 60 национальных выставок и 112 авторов из 46 стран, которые были приглашены к участию в основном проекте. Главная выставка, подготовленная Саркисом, состоит из пяти тематических разделов. В Арсенале показывают три — «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства», а «Через границы» и «Как одна планета» можно увидеть в Центральном павильоне в Джардини.

Неподалеку находится павильон России, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Национальный проект планировалось представить как конкурс идей реконструкции исторического здания, но за пандемийный год удалось сделать рывок и с поддержкой основателя фонда V–A–C Леонида Михельсона воплотить реальный проект молодого российско-японского бюро KASA при участии бюро 2050+.

«Щусев придумал здание, открытое навстречу лагуне и парку, у него было множество окон и проемов, выход на террасу. Все это было со временем закрыто и сейчас восстанавливается. Но появится и кое-что новое. Например, залы-трансформеры с раздвижным полом, благодаря которому центральное пространство может работать как один двухсветный зал, а может разделиться на два этажа. Потому что архитектура современного культурного пространства должна уметь приспосабливаться не только к статичным выставкам, но и к перформансам, мастер-классам, даже к учебным занятиям», — рассказывал ранее куратор российского павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Еще из того, что нельзя не заметить, — новые старые окна и двери, заложенные в течение ХХ века, терраса с роскошным видом на лагуну, лифт и новый цвет здания — серо-зеленый, приближенный к щусевскому замыслу.


Комиссар павильона России, глава фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика поделилась с нами своими впечатлениями с открытия биеннале

Закончена ли работа по реконструкции павильона и все ли удалось?

Все закончено, все на месте. Даже лифт уже работает.

Какие эмоции лично вы испытываете от пространства павильона?

Лично я испытываю абсолютное счастье, осознавая, что посредством реконструкции возникло современное устройство, совершенная площадка, которая, с одной стороны, станет определенным вызовом для художников, а с другой — позволит в полном объеме представить весь спектр художественных дисциплин. Кроме того, я очень рада, что нам удалось создать долгосрочный проект, потенциал которого не будет исчерпан в течение первых дней биеннале. Он состоит из трех частей, которые надолго переживут открытие: реконструкция и две книги. Есть чем гордиться.

Какие планы на следующую биеннале? Останется ли та же команда?

Пока я точно не готова говорить о следующей биеннале — только открыли эту. Сейчас следует приостановиться, осмыслить и почувствовать проделанную работу. Надеюсь, у нас будет возможность обсудить с министром культуры новый механизм работы павильона и успеть до конца июля объявить проект на следующий год.

Как бы вы описали атмосферу на биеннале в целом, по сравнению с прошлыми, в допандемийные годы?

С одной стороны, атмосфера очень хорошая, но с другой, конечно, все довольно странно и непривычно: строгий масочный режим, очень сильный контроль и много ограничений. Все рады видеть друг друга вне экранов компьютеров, но одновременно существует страх социальных контактов. Разумеется, посетителей гораздо меньше обычного, зато это только профессиональная публика. Никаких светских мероприятий, все исключительно по существу. Участников тоже заметно меньше, но все они сосредоточены на главном вопросе биеннале «Как нам жить вместе?», требующем в условиях пандемии незамедлительного и обстоятельного ответа.

Как вам основной проект?

К сожалению, я еще не успела его посмотреть. Но Хашим Саркис — опытный специалист, выдающийся интеллектуал, поэтому еще до пандемии было понятно, что его проект будет максимально связан с самыми острыми вопросами и проблемами нашего времени. Несмотря на очевидные сложности, говорят, что основной проект получился цельным и очень глубоким.

XVII Архитектурная биеннале в Венеции
Как мы будем жить вместе?
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+