Биеннале в Венеции: только профессионалы и никакой светской жизни

В Венеции заработала XVII Архитектурная биеннале, в которой принимают участие 60 стран, Россия представила реконструкцию исторического павильона в Джардини

Проект бюро Plan B Architecture & Urbanism «Мир, вывернутый наизнанку» в разделе «Как одна планета» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Francesco Galli
Проект студии EFFEKT «От эго к эко: учимся у природы» разделе «Новые сообщества» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Ашима Менгеса и Яна Книпперса в разделе «Новые домохозяйства» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Азры Аксамийя «Перемещенная империя: лагерь беженцев в Аль-Азрак, Иордания» в разделе «Среди разнообразных существ» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Джудитты Вендраме «Неприземлившиеся» в разделе «Через границы» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект бюро Plan B Architecture & Urbanism «Мир, вывернутый наизнанку» в разделе «Как одна планета» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Francesco Galli
Проект студии EFFEKT «От эго к эко: учимся у природы» разделе «Новые сообщества» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Ашима Менгеса и Яна Книпперса в разделе «Новые домохозяйства» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Азры Аксамийя «Перемещенная империя: лагерь беженцев в Аль-Азрак, Иордания» в разделе «Среди разнообразных существ» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Джудитты Вендраме «Неприземлившиеся» в разделе «Через границы» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello

«Как нам жить вместе?» — так звучит заглавная тема XVII Архитектурной биеннале в Венеции, придуманная куратором Хашимом Саркисом еще до пандемии, но с ее течением ставшая только актуальнее. На этот вопрос отвечают организаторы и участники 60 национальных выставок и 112 авторов из 46 стран, которые были приглашены к участию в основном проекте. Главная выставка, подготовленная Саркисом, состоит из пяти тематических разделов. В Арсенале показывают три — «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства», а «Через границы» и «Как одна планета» можно увидеть в Центральном павильоне в Джардини.

Неподалеку находится павильон России, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Национальный проект планировалось представить как конкурс идей реконструкции исторического здания, но за пандемийный год удалось сделать рывок и с поддержкой основателя фонда V–A–C Леонида Михельсона воплотить реальный проект молодого российско-японского бюро KASA при участии бюро 2050+.

В павильоне появилась возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения. Фото: Marco Cappelletti
Проект реконструкции вдохнул новую жизнь и энергию в замысел Щусева, который в 1914 году построил здание, теснейшим образом связанное с окружающим миром. Фото: Marco Cappelletti
Игровое пространство в российском павильоне. Фото: Marco Cappelletti
Павильон перекрасили в зеленый цвет, как было при Щусеве. Фото: Marco Cappelletti
Интерьеры российского павильона. Фото: Marco Cappelletti
Вид с террасы павильона России в Джардини. Фото: Marco Cappelletti
В павильоне появилась возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения.
Фото: Marco Cappelletti
Проект реконструкции вдохнул новую жизнь и энергию в замысел Щусева, который в 1914 году построил здание, теснейшим образом связанное с окружающим миром.
Фото: Marco Cappelletti
Игровое пространство в российском павильоне.
Фото: Marco Cappelletti
Павильон перекрасили в зеленый цвет, как было при Щусеве.
Фото: Marco Cappelletti
Интерьеры российского павильона.
Фото: Marco Cappelletti
Вид с террасы павильона России в Джардини.
Фото: Marco Cappelletti

«Щусев придумал здание, открытое навстречу лагуне и парку, у него было множество окон и проемов, выход на террасу. Все это было со временем закрыто и сейчас восстанавливается. Но появится и кое-что новое. Например, залы-трансформеры с раздвижным полом, благодаря которому центральное пространство может работать как один двухсветный зал, а может разделиться на два этажа. Потому что архитектура современного культурного пространства должна уметь приспосабливаться не только к статичным выставкам, но и к перформансам, мастер-классам, даже к учебным занятиям», — рассказывал ранее куратор российского павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Еще из того, что нельзя не заметить, — новые старые окна и двери, заложенные в течение ХХ века, терраса с роскошным видом на лагуну, лифт и новый цвет здания — серо-зеленый, приближенный к щусевскому замыслу.


Комиссар павильона России, глава фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика поделилась с нами своими впечатлениями с открытия биеннале

Закончена ли работа по реконструкции павильона и все ли удалось?

Все закончено, все на месте. Даже лифт уже работает.

Какие эмоции лично вы испытываете от пространства павильона?

Лично я испытываю абсолютное счастье, осознавая, что посредством реконструкции возникло современное устройство, совершенная площадка, которая, с одной стороны, станет определенным вызовом для художников, а с другой — позволит в полном объеме представить весь спектр художественных дисциплин. Кроме того, я очень рада, что нам удалось создать долгосрочный проект, потенциал которого не будет исчерпан в течение первых дней биеннале. Он состоит из трех частей, которые надолго переживут открытие: реконструкция и две книги. Есть чем гордиться.

Какие планы на следующую биеннале? Останется ли та же команда?

Пока я точно не готова говорить о следующей биеннале — только открыли эту. Сейчас следует приостановиться, осмыслить и почувствовать проделанную работу. Надеюсь, у нас будет возможность обсудить с министром культуры новый механизм работы павильона и успеть до конца июля объявить проект на следующий год.

Как бы вы описали атмосферу на биеннале в целом, по сравнению с прошлыми, в допандемийные годы?

С одной стороны, атмосфера очень хорошая, но с другой, конечно, все довольно странно и непривычно: строгий масочный режим, очень сильный контроль и много ограничений. Все рады видеть друг друга вне экранов компьютеров, но одновременно существует страх социальных контактов. Разумеется, посетителей гораздо меньше обычного, зато это только профессиональная публика. Никаких светских мероприятий, все исключительно по существу. Участников тоже заметно меньше, но все они сосредоточены на главном вопросе биеннале «Как нам жить вместе?», требующем в условиях пандемии незамедлительного и обстоятельного ответа.

Как вам основной проект?

К сожалению, я еще не успела его посмотреть. Но Хашим Саркис — опытный специалист, выдающийся интеллектуал, поэтому еще до пандемии было понятно, что его проект будет максимально связан с самыми острыми вопросами и проблемами нашего времени. Несмотря на очевидные сложности, говорят, что основной проект получился цельным и очень глубоким.

XVII Архитектурная биеннале в Венеции
Как мы будем жить вместе?
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+