18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале в Венеции: только профессионалы и никакой светской жизни

В Венеции заработала XVII Архитектурная биеннале, в которой принимают участие 60 стран, Россия представила реконструкцию исторического павильона в Джардини

Проект бюро Plan B Architecture & Urbanism «Мир, вывернутый наизнанку» в разделе «Как одна планета» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Francesco Galli
Проект студии EFFEKT «От эго к эко: учимся у природы» разделе «Новые сообщества» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Ашима Менгеса и Яна Книпперса в разделе «Новые домохозяйства» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Азры Аксамийя «Перемещенная империя: лагерь беженцев в Аль-Азрак, Иордания» в разделе «Среди разнообразных существ» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Джудитты Вендраме «Неприземлившиеся» в разделе «Через границы» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?». Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект бюро Plan B Architecture & Urbanism «Мир, вывернутый наизнанку» в разделе «Как одна планета» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Francesco Galli
Проект студии EFFEKT «От эго к эко: учимся у природы» разделе «Новые сообщества» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Ашима Менгеса и Яна Книпперса в разделе «Новые домохозяйства» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Азры Аксамийя «Перемещенная империя: лагерь беженцев в Аль-Азрак, Иордания» в разделе «Среди разнообразных существ» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello
Проект Джудитты Вендраме «Неприземлившиеся» в разделе «Через границы» основного проекта XVII Архитектурной биеннале «Как нам жить вместе?».
Фото: La Biennale/Marco Zorzanello

«Как нам жить вместе?» — так звучит заглавная тема XVII Архитектурной биеннале в Венеции, придуманная куратором Хашимом Саркисом еще до пандемии, но с ее течением ставшая только актуальнее. На этот вопрос отвечают организаторы и участники 60 национальных выставок и 112 авторов из 46 стран, которые были приглашены к участию в основном проекте. Главная выставка, подготовленная Саркисом, состоит из пяти тематических разделов. В Арсенале показывают три — «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства», а «Через границы» и «Как одна планета» можно увидеть в Центральном павильоне в Джардини.

Неподалеку находится павильон России, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Национальный проект планировалось представить как конкурс идей реконструкции исторического здания, но за пандемийный год удалось сделать рывок и с поддержкой основателя фонда V–A–C Леонида Михельсона воплотить реальный проект молодого российско-японского бюро KASA при участии бюро 2050+.

В павильоне появилась возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения. Фото: Marco Cappelletti
Проект реконструкции вдохнул новую жизнь и энергию в замысел Щусева, который в 1914 году построил здание, теснейшим образом связанное с окружающим миром. Фото: Marco Cappelletti
Игровое пространство в российском павильоне. Фото: Marco Cappelletti
Павильон перекрасили в зеленый цвет, как было при Щусеве. Фото: Marco Cappelletti
Интерьеры российского павильона. Фото: Marco Cappelletti
Вид с террасы павильона России в Джардини. Фото: Marco Cappelletti
В павильоне появилась возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения.
Фото: Marco Cappelletti
Проект реконструкции вдохнул новую жизнь и энергию в замысел Щусева, который в 1914 году построил здание, теснейшим образом связанное с окружающим миром.
Фото: Marco Cappelletti
Игровое пространство в российском павильоне.
Фото: Marco Cappelletti
Павильон перекрасили в зеленый цвет, как было при Щусеве.
Фото: Marco Cappelletti
Интерьеры российского павильона.
Фото: Marco Cappelletti
Вид с террасы павильона России в Джардини.
Фото: Marco Cappelletti

«Щусев придумал здание, открытое навстречу лагуне и парку, у него было множество окон и проемов, выход на террасу. Все это было со временем закрыто и сейчас восстанавливается. Но появится и кое-что новое. Например, залы-трансформеры с раздвижным полом, благодаря которому центральное пространство может работать как один двухсветный зал, а может разделиться на два этажа. Потому что архитектура современного культурного пространства должна уметь приспосабливаться не только к статичным выставкам, но и к перформансам, мастер-классам, даже к учебным занятиям», — рассказывал ранее куратор российского павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Еще из того, что нельзя не заметить, — новые старые окна и двери, заложенные в течение ХХ века, терраса с роскошным видом на лагуну, лифт и новый цвет здания — серо-зеленый, приближенный к щусевскому замыслу.


Комиссар павильона России, глава фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика поделилась с нами своими впечатлениями с открытия биеннале

Закончена ли работа по реконструкции павильона и все ли удалось?

Все закончено, все на месте. Даже лифт уже работает.

Какие эмоции лично вы испытываете от пространства павильона?

Лично я испытываю абсолютное счастье, осознавая, что посредством реконструкции возникло современное устройство, совершенная площадка, которая, с одной стороны, станет определенным вызовом для художников, а с другой — позволит в полном объеме представить весь спектр художественных дисциплин. Кроме того, я очень рада, что нам удалось создать долгосрочный проект, потенциал которого не будет исчерпан в течение первых дней биеннале. Он состоит из трех частей, которые надолго переживут открытие: реконструкция и две книги. Есть чем гордиться.

Какие планы на следующую биеннале? Останется ли та же команда?

Пока я точно не готова говорить о следующей биеннале — только открыли эту. Сейчас следует приостановиться, осмыслить и почувствовать проделанную работу. Надеюсь, у нас будет возможность обсудить с министром культуры новый механизм работы павильона и успеть до конца июля объявить проект на следующий год.

Как бы вы описали атмосферу на биеннале в целом, по сравнению с прошлыми, в допандемийные годы?

С одной стороны, атмосфера очень хорошая, но с другой, конечно, все довольно странно и непривычно: строгий масочный режим, очень сильный контроль и много ограничений. Все рады видеть друг друга вне экранов компьютеров, но одновременно существует страх социальных контактов. Разумеется, посетителей гораздо меньше обычного, зато это только профессиональная публика. Никаких светских мероприятий, все исключительно по существу. Участников тоже заметно меньше, но все они сосредоточены на главном вопросе биеннале «Как нам жить вместе?», требующем в условиях пандемии незамедлительного и обстоятельного ответа.

Как вам основной проект?

К сожалению, я еще не успела его посмотреть. Но Хашим Саркис — опытный специалист, выдающийся интеллектуал, поэтому еще до пандемии было понятно, что его проект будет максимально связан с самыми острыми вопросами и проблемами нашего времени. Несмотря на очевидные сложности, говорят, что основной проект получился цельным и очень глубоким.

XVII Архитектурная биеннале в Венеции
Как мы будем жить вместе?
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+