18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Президент Чикутто спасает Венецию

№91
Материал из газеты

Новый руководитель Венецианской биеннале Роберто Чикутто хочет спасти город от экономического ущерба, нанесенного коронакризисом

Роберто Чикутто занимает пост президента Венецианской биеннале немногим более года, но уже взялся преобразовать эту почтенную организацию в нечто новое. Он торжественно обещал превратить Венецианскую биеннале (которая устраивает не только выставки искусства и архитектуры, но и кинофестиваль, и фестивали танца, музыки и театра) в круглогодичный исследовательский «хаб». Наконец, Чикутто намерен помочь спасению Венеции от экономического кризиса.

Проработав десять лет руководителем института кинематографии Италии Instituto Luce — Cinecittà, в январе 2020 года Чикутто занял пост президента Венецианской биеннале вместо Паоло Баратты, возглавлявшего ее 12 лет. Начало было нелегким. Из-за пандемии Чикутто был вынужден перенести на год Архитектурную биеннале (соответственно, сдвинув художественную), и, хотя кинофестиваль, фестивали танца, музыки и театра были проведены по графику, рецессия явно неизбежна.

Сразу после того, как была отложена архитектурная выставка, Чикутто инициировал проект «Беспокойные музы», который совместно курировали директора шести департаментов биеннале. Используя архивные материалы, кураторы рассмотрели 125-летнюю историю биеннале в социальном контексте, от фашизма до холодной войны и затем до начала глобализации.

Пандемия сократила доходы Венеции от туристической индустрии (обычно они составляли €3,3 млрд в год). Будущее жителей исторического центра города, количество которых уменьшилось с 175 тыс. в 1950-е годы до приблизительно 50 тыс. сегодня, неясно. Чикутто уверен, что совместная разработка исследовательских программ художественными и академическими институциями Венеции может способствовать привлечению в город талантов и инвестиций, а также заселению исторического центра и диверсификации венецианской экономики. «Любой, кто приезжает сюда знакомиться с современным искусством, также может сходить, например, на концерт барочной музыки. Такие возможности делают наш город чрезвычайно привлекательным», — считает он.

Первым пунктом в плане Чикутто является перенос Исторического архива современного искусства (ASAC) — хранилища плакатов, каталогов, фотографий, документов и мульти-медийных материалов всех биеннале, начиная с первой в 1895 году, — из здания на материке в районе Порто-Маргера в исторический центр, а именно в Арсенал, где уже много лет проводятся выставки. Биеннале получила государственный грант в €20 млн, который будет использован на преобразование территории площадью 8,2 тыс. кв. м, обрамляющей выставочное пространство Кордерие, в «хаб» — центр, где разместятся архив, конференц-залы и помещения для встреч и консультаций, реставрационные мастерские. Чикутто надеется, что этот план будет реализован за два года.

Деятельность 140 государственных и частных художественных институций Венеции тесно связана с экономикой города. По мнению президента Венецианской биеннале, перенос архива на новое место будет стимулировать междисциплинарные исследования, программы арт-резиденций и проведение выставок на важные для города темы. Художественные организации по всему миру воспринимают пандемию как возможность отказаться от старых моделей и найти новые методы работы, но Роберто Чикутто обеспокоен тем, что еще один экономический спад может застопорить эти усилия. «Искусство страдает от бедности, люди забывают о добрых намерениях, когда хотят есть», — говорит он. Чтобы ускорить ход работ, президент Венецианской биеннале инициировал исследование различных возможностей сотрудничества между культурными учреждениями Венеции. Проект пока находится в зачаточном состоянии, но биеннале уже провела переговоры с венецианской консерваторией и Академией художеств.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+