18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Президент Чикутто спасает Венецию

№91
Материал из газеты

Новый руководитель Венецианской биеннале Роберто Чикутто хочет спасти город от экономического ущерба, нанесенного коронакризисом

Роберто Чикутто занимает пост президента Венецианской биеннале немногим более года, но уже взялся преобразовать эту почтенную организацию в нечто новое. Он торжественно обещал превратить Венецианскую биеннале (которая устраивает не только выставки искусства и архитектуры, но и кинофестиваль, и фестивали танца, музыки и театра) в круглогодичный исследовательский «хаб». Наконец, Чикутто намерен помочь спасению Венеции от экономического кризиса.

Проработав десять лет руководителем института кинематографии Италии Instituto Luce — Cinecittà, в январе 2020 года Чикутто занял пост президента Венецианской биеннале вместо Паоло Баратты, возглавлявшего ее 12 лет. Начало было нелегким. Из-за пандемии Чикутто был вынужден перенести на год Архитектурную биеннале (соответственно, сдвинув художественную), и, хотя кинофестиваль, фестивали танца, музыки и театра были проведены по графику, рецессия явно неизбежна.

Сразу после того, как была отложена архитектурная выставка, Чикутто инициировал проект «Беспокойные музы», который совместно курировали директора шести департаментов биеннале. Используя архивные материалы, кураторы рассмотрели 125-летнюю историю биеннале в социальном контексте, от фашизма до холодной войны и затем до начала глобализации.

Пандемия сократила доходы Венеции от туристической индустрии (обычно они составляли €3,3 млрд в год). Будущее жителей исторического центра города, количество которых уменьшилось с 175 тыс. в 1950-е годы до приблизительно 50 тыс. сегодня, неясно. Чикутто уверен, что совместная разработка исследовательских программ художественными и академическими институциями Венеции может способствовать привлечению в город талантов и инвестиций, а также заселению исторического центра и диверсификации венецианской экономики. «Любой, кто приезжает сюда знакомиться с современным искусством, также может сходить, например, на концерт барочной музыки. Такие возможности делают наш город чрезвычайно привлекательным», — считает он.

Первым пунктом в плане Чикутто является перенос Исторического архива современного искусства (ASAC) — хранилища плакатов, каталогов, фотографий, документов и мульти-медийных материалов всех биеннале, начиная с первой в 1895 году, — из здания на материке в районе Порто-Маргера в исторический центр, а именно в Арсенал, где уже много лет проводятся выставки. Биеннале получила государственный грант в €20 млн, который будет использован на преобразование территории площадью 8,2 тыс. кв. м, обрамляющей выставочное пространство Кордерие, в «хаб» — центр, где разместятся архив, конференц-залы и помещения для встреч и консультаций, реставрационные мастерские. Чикутто надеется, что этот план будет реализован за два года.

Деятельность 140 государственных и частных художественных институций Венеции тесно связана с экономикой города. По мнению президента Венецианской биеннале, перенос архива на новое место будет стимулировать междисциплинарные исследования, программы арт-резиденций и проведение выставок на важные для города темы. Художественные организации по всему миру воспринимают пандемию как возможность отказаться от старых моделей и найти новые методы работы, но Роберто Чикутто обеспокоен тем, что еще один экономический спад может застопорить эти усилия. «Искусство страдает от бедности, люди забывают о добрых намерениях, когда хотят есть», — говорит он. Чтобы ускорить ход работ, президент Венецианской биеннале инициировал исследование различных возможностей сотрудничества между культурными учреждениями Венеции. Проект пока находится в зачаточном состоянии, но биеннале уже провела переговоры с венецианской консерваторией и Академией художеств.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+