Биеннале трудных вопросов и жестких ограничений

Подтверждены даты и программа XVII Архитектурной биеннале в Венеции. Она станет самой труднодоступной из всех предшествующих

Центральный павильон в садах Джардини. Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
Центральный павильон в садах Джардини.
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

XVII Архитектурная биеннале в Венеции откроется 22 мая и продлится до 21 ноября. Даты были объявлены организаторами еще год назад, но поскольку они уже менялись, то опасения и сомнения оставались. Первый раз открытие биеннале перенесли с 23 мая на 29 августа 2020 года, а потом было принято решение отложить этот важный архитектурный смотр на год.

Заявленная тема биеннале «Как мы будем жить вместе?», названная куратором Саркисом Хашимом еще два года назад, не изменилась. Хотя во время пандемии и закрытия границ остро встала обратная проблема: как жить отдельно? Однако Хашим уверен, что его вопрос сегодня стал еще актуальнее, пусть и звучит «несколько иронично». В пресс-релизе биеннале приведено его рассуждение: «Возможно, это действительно совпадение, что такая тема была предложена за несколько месяцев до пандемии. Однако многие причины, которые изначально побудили нас задать этот вопрос: усиливающийся климатический кризис, массовая миграция населения, политическая нестабильность во всем мире и растущее расовое, социальное и экономическое неравенство, — среди прочего и привели нас к пандемии».

Проект компании Skidmore, Owings & Merrill (SOM), который будет представлен в Центральном павильоне в разделе «Новые сообщества». Фото: Courtesy SOM | Slashcube GmbH
Проект компании Skidmore, Owings & Merrill (SOM), который будет представлен в Центральном павильоне в разделе «Новые сообщества».
Фото: Courtesy SOM | Slashcube GmbH

Основной проект биеннале — выставка, подготовленная Хашимом, — состоит из пяти тематических разделов. В Центральном павильоне в Джардини покажут два — «Через границы» и «Как одна планета», а «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства» можно будет увидеть в Арсенале. Всего в выставке примут участие 112 авторов из 46 стран. В пресс-релизе отмечено, что среди них больше (если сравнивать с прошлой биеннале) людей из стран Африки, Латинской Америки и Азии, а также «сопоставимо» соотношение мужчин и женщин. Ранее было также заявлено, что в основном проекте ставка делается на молодежь. Оказалось, что двум участникам выставки 33 года, а возраст большинства — от 40 до 50 лет, несколько человек даже старше.

Также в Центральном павильоне будут показаны внеконкурсные проекты: исследование десятка институций разных стран о различных сообществах, спецпроект знаменитой израильской художницы Михаль Ровнер «Культура — C1», спецпроект под названием «Коллективная выставка: будущая ассамблея» (имеется в виду Ассамблея ООН) берлинской Studio Other Spaces художника Олафура Элиассона и дизайнера Себастьяна Бемана.

«Как мы будем жить вместе?» — не единственный вопрос биеннале. В Форте-Маргера в Местре будет демонстрироваться международный проект «Как мы будем играть вместе?», посвященный детским играм. В Джардини на открытом воздухе появится австрийская «Спортплатформа», отвечающая на вопрос «Как мы займемся спортом?».

Павильон России в процессе реконструкции. Фото: KASA
Павильон России в процессе реконструкции.
Фото: KASA

Свои национальные павильоны откроют 63 страны. В павильоне России сначала должен был состояться конкурс на реконструкцию здания, но в связи с переносом биеннале посетители смогут увидеть уже его итоги. Терем, построенный по проекту Алексея Щусева в 1914 году, откроется к лагуне и сменит цвет с охристого на зеленый. Работы велись по проекту молодого российско-японского бюро KASA (Александра Ковалева и Кей Сато) при участии венецианского архитектурного бюро MAP, инженерно-проектной компании TTE (Tecnobrevetti Team Engineering) и студии 2050+.

Лина Бо Барди. 1946. Фото: Instituto Lino Bo e P.M.Bardi
Лина Бо Барди. 1946.
Фото: Instituto Lino Bo e P.M.Bardi

Высшая награда — «Золотой лев» за вклад в архитектуру — второй раз в истории биеннале присуждена посмертно. Прославленная Лина Бо Барди ушла из жизни в 1992 году в возрасте 78 лет. Свой выбор (а кандидатуру на награду предлагает куратор биеннале) Саркис Хашим обосновал так: «Ее карьера дизайнера, редактора, куратора и активиста напоминает нам о роли архитектора как организатора и, что важно, как создателя коллективных видений. В ее руках архитектура становилась поистине социальным искусством».

Художественный музей Сан-Паулу, возведенный по проекту Лины Бо Барди. Фото: Aloisio Mauricio/Fotoarena via ZUMA Press/TASS
Художественный музей Сан-Паулу, возведенный по проекту Лины Бо Барди.
Фото: Aloisio Mauricio/Fotoarena via ZUMA Press/TASS

Лина Бо Барди родилась и получила образование в Риме, в 1946-м вместе с мужем Пьетро Марией Барди уехала в Сан-Паулу. В Бразилии она и сформировалась как архитектор, последовательный модернист. Одна из самых известных ее работ — Художественный музей Сан-Паулу, где куратором был ее муж. В их доме со стеклянными стенами сейчас находится Институт Барди, сохраняющий и пропагандирующий наследие супругов. Представителям этого института и будет вручен «Золотой лев».

Организаторы биеннале, как и следовало ожидать, предпримут ряд серьезных мер, необходимых во время пандемии. Входные билеты будут продаваться только онлайн, так что количество посетителей будет подконтрольно. Входы в Арсенал и Джардини оборудуют термосканерами, которые не пропустят никого с температурой выше 37,5 °C. Маски придется носить и в помещениях, и на открытых территориях, сохраняя дистанцию в 1 м.

Разумеется, посетителей и без этих ограничений было бы гораздо меньше, чем обычно. Закрытые границы не предполагают никаких привычных толп при входе и плотных очередей в павильоны. Но биеннале продлится полгода, так что есть слабая надежда, что самая знаменитая всемирная архитектурная выставка будет доступна не только итальянцам.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+