18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Исторический музей из Италии привезли гравюры Альбрехта Дюрера

№90
Материал из газеты

В экспозиции «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» представлены 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис»

Выставка открывает серию совместных российско-итальянских проектов «Сокровища музеев Италии в Историческом музее». Первыми в Москву прибыли гравюры Альбрехта Дюрера из знаменитого итальянского собрания, Пинакотеки Тозио — Мартиненго в Брешии. Считается, что именно там находится одна из лучших коллекций печатной графики знаменитого художника Северного Возрождения. Экспозиция включает 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис», а также пять гравюр из собрания Исторического музея. «Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера», — подчеркнул директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Пинакотека в ломбардском городе Брешиа возникла в 1908 году в результате слияния двух аристократических коллекций, графа Паоло Тозио и графа Франческо Леопардо Мартиненго, что дало официальное название музею — Художественная галерея Тозио — Мартиненго. Позднее ее фонды были пополнены еще несколькими частными и церковными собраниями. Наиболее значимая часть музейной коллекции — впечатляющий корпус произведений печатной графики, великолепно иллюстрирующий развитие печатного производства через различные техники гравировки и травления медных досок, ксилографии (на дереве) и литографии (по камню) — с XV века до наших дней, в том числе необычайно полное собрание работ Альбрехта Дюрера. 

В технике гравюры Дюрер не просто достиг невероятного мастерства (поистине ювелирная тонкость исполнения у него не случайна: отец художника был золотых дел мастером и обучил сына ремеслу, рассчитывая на то, что тот продолжит династию), но и совершил своего рода революцию. Он соединил характерные для поздней готики внимание к деталям и эмоциональную выразительность с освоенными во время поездок в Италию приемами построения композиций по законам прямой перспективы, передачи ренессансных пропорций человеческого тела, монументальностью форм. Уникальность таланта Дюрера была еще и в том, что он в равной степени владел двумя, по сути, противоположными техниками: гравюры по дереву, когда при вырезании доски контуры рисунка становятся выпуклыми, а фон углубленным, и гравюры по металлу, когда рисунок углубляется, а фон остается нетронутым.

Пожалуй, самые известные ксилографии Дюрера — цикл из 16 гравюр на деревянных досках большого формата, иллюстрирующих «Откровение» Иоанна Богослова. «Апокалипсис» был создан в 1496–1498 годах на волне популярных тогда ожиданий конца света в 1500 году.

Если для гравюр на дереве Дюрер разрабатывал лишь подготовительный рисунок, который потом копировали на доску профессиональные резчики, то рисунок по меди он делал сам, тщательно прорабатывая каждую деталь. Вершиной его искусства в этой технике, которая позволяла достигать максимальной точности линий и штрихов, считается «триптих» из трех гравюр: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолия» (1513–1514).

В конце XV века родной город Дюрера Нюрнберг был одним из центров книгопечатания в Европе, так что его гравюры выходили огромными тиражами. Это приносило художнику неплохой доход и давало небывалую ранее творческую свободу, ведь в этом случае ему не нужно было подстраиваться под желания заказчика. Однако невиданный успех композиций Дюрера привел к появлению вала подделок: резчики по всей Европе безо всякого стеснения копировали гравюры. Не помогло ни то, что Дюрер стал подписывать произведения, разработав собственный логотип (наложенные определенным образом друг на друга буквы “А” и “D”), ни даже инициированный художником суд в Венеции о защите его авторского права. Он подал иск против итальянского гравера Маркантонио Раймонди, который немало заработал на копиях. В итоге суд лишь обязал его не ставить монограмму Дюрера. На выставке можно увидеть и работы тех, с кем мастер безуспешно боролся. Также экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства из Исторического музея, созданными в Германии на рубеже XV–XVI веков. 

Государственный исторический музей
Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии
30 марта – 22 августа

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+