18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Исторический музей из Италии привезли гравюры Альбрехта Дюрера

№90
Материал из газеты

В экспозиции «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» представлены 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис»

Выставка открывает серию совместных российско-итальянских проектов «Сокровища музеев Италии в Историческом музее». Первыми в Москву прибыли гравюры Альбрехта Дюрера из знаменитого итальянского собрания, Пинакотеки Тозио — Мартиненго в Брешии. Считается, что именно там находится одна из лучших коллекций печатной графики знаменитого художника Северного Возрождения. Экспозиция включает 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис», а также пять гравюр из собрания Исторического музея. «Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера», — подчеркнул директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Пинакотека в ломбардском городе Брешиа возникла в 1908 году в результате слияния двух аристократических коллекций, графа Паоло Тозио и графа Франческо Леопардо Мартиненго, что дало официальное название музею — Художественная галерея Тозио — Мартиненго. Позднее ее фонды были пополнены еще несколькими частными и церковными собраниями. Наиболее значимая часть музейной коллекции — впечатляющий корпус произведений печатной графики, великолепно иллюстрирующий развитие печатного производства через различные техники гравировки и травления медных досок, ксилографии (на дереве) и литографии (по камню) — с XV века до наших дней, в том числе необычайно полное собрание работ Альбрехта Дюрера. 

В технике гравюры Дюрер не просто достиг невероятного мастерства (поистине ювелирная тонкость исполнения у него не случайна: отец художника был золотых дел мастером и обучил сына ремеслу, рассчитывая на то, что тот продолжит династию), но и совершил своего рода революцию. Он соединил характерные для поздней готики внимание к деталям и эмоциональную выразительность с освоенными во время поездок в Италию приемами построения композиций по законам прямой перспективы, передачи ренессансных пропорций человеческого тела, монументальностью форм. Уникальность таланта Дюрера была еще и в том, что он в равной степени владел двумя, по сути, противоположными техниками: гравюры по дереву, когда при вырезании доски контуры рисунка становятся выпуклыми, а фон углубленным, и гравюры по металлу, когда рисунок углубляется, а фон остается нетронутым.

Пожалуй, самые известные ксилографии Дюрера — цикл из 16 гравюр на деревянных досках большого формата, иллюстрирующих «Откровение» Иоанна Богослова. «Апокалипсис» был создан в 1496–1498 годах на волне популярных тогда ожиданий конца света в 1500 году.

Если для гравюр на дереве Дюрер разрабатывал лишь подготовительный рисунок, который потом копировали на доску профессиональные резчики, то рисунок по меди он делал сам, тщательно прорабатывая каждую деталь. Вершиной его искусства в этой технике, которая позволяла достигать максимальной точности линий и штрихов, считается «триптих» из трех гравюр: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолия» (1513–1514).

В конце XV века родной город Дюрера Нюрнберг был одним из центров книгопечатания в Европе, так что его гравюры выходили огромными тиражами. Это приносило художнику неплохой доход и давало небывалую ранее творческую свободу, ведь в этом случае ему не нужно было подстраиваться под желания заказчика. Однако невиданный успех композиций Дюрера привел к появлению вала подделок: резчики по всей Европе безо всякого стеснения копировали гравюры. Не помогло ни то, что Дюрер стал подписывать произведения, разработав собственный логотип (наложенные определенным образом друг на друга буквы “А” и “D”), ни даже инициированный художником суд в Венеции о защите его авторского права. Он подал иск против итальянского гравера Маркантонио Раймонди, который немало заработал на копиях. В итоге суд лишь обязал его не ставить монограмму Дюрера. На выставке можно увидеть и работы тех, с кем мастер безуспешно боролся. Также экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства из Исторического музея, созданными в Германии на рубеже XV–XVI веков. 

Государственный исторический музей
Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии
30 марта – 22 августа

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+