В Исторический музей из Италии привезли гравюры Альбрехта Дюрера

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

В экспозиции «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» представлены 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис»

Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии», дизайнер экспозиции Агния Стерлигова. Фото: Василий Буланов/Planet9
Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии», дизайнер экспозиции Агния Стерлигова.
Фото: Василий Буланов/Planet9

Выставка открывает серию совместных российско-итальянских проектов «Сокровища музеев Италии в Историческом музее». Первыми в Москву прибыли гравюры Альбрехта Дюрера из знаменитого итальянского собрания, Пинакотеки Тозио — Мартиненго в Брешии. Считается, что именно там находится одна из лучших коллекций печатной графики знаменитого художника Северного Возрождения. Экспозиция включает 146 гравюр мастера, в том числе такие хиты, как «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис», а также пять гравюр из собрания Исторического музея. «Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера», — подчеркнул директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии», дизайнер экспозиции Агния Стерлигова. Фото: Василий Буланов/Planet9
Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии», дизайнер экспозиции Агния Стерлигова.
Фото: Василий Буланов/Planet9

Пинакотека в ломбардском городе Брешиа возникла в 1908 году в результате слияния двух аристократических коллекций, графа Паоло Тозио и графа Франческо Леопардо Мартиненго, что дало официальное название музею — Художественная галерея Тозио — Мартиненго. Позднее ее фонды были пополнены еще несколькими частными и церковными собраниями. Наиболее значимая часть музейной коллекции — впечатляющий корпус произведений печатной графики, великолепно иллюстрирующий развитие печатного производства через различные техники гравировки и травления медных досок, ксилографии (на дереве) и литографии (по камню) — с XV века до наших дней, в том числе необычайно полное собрание работ Альбрехта Дюрера. 

В технике гравюры Дюрер не просто достиг невероятного мастерства (поистине ювелирная тонкость исполнения у него не случайна: отец художника был золотых дел мастером и обучил сына ремеслу, рассчитывая на то, что тот продолжит династию), но и совершил своего рода революцию. Он соединил характерные для поздней готики внимание к деталям и эмоциональную выразительность с освоенными во время поездок в Италию приемами построения композиций по законам прямой перспективы, передачи ренессансных пропорций человеческого тела, монументальностью форм. Уникальность таланта Дюрера была еще и в том, что он в равной степени владел двумя, по сути, противоположными техниками: гравюры по дереву, когда при вырезании доски контуры рисунка становятся выпуклыми, а фон углубленным, и гравюры по металлу, когда рисунок углубляется, а фон остается нетронутым.

Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева». 1504. Фото: Государственный Исторический музей
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева». 1504.
Фото: Государственный Исторический музей

Пожалуй, самые известные ксилографии Дюрера — цикл из 16 гравюр на деревянных досках большого формата, иллюстрирующих «Откровение» Иоанна Богослова. «Апокалипсис» был создан в 1496–1498 годах на волне популярных тогда ожиданий конца света в 1500 году.

Если для гравюр на дереве Дюрер разрабатывал лишь подготовительный рисунок, который потом копировали на доску профессиональные резчики, то рисунок по меди он делал сам, тщательно прорабатывая каждую деталь. Вершиной его искусства в этой технике, которая позволяла достигать максимальной точности линий и штрихов, считается «триптих» из трех гравюр: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолия» (1513–1514).

Альбрехт Дюрер. «Мадонна, коронуемая двумя ангелами». 1518. Фото: Государственный Исторический музей
Альбрехт Дюрер. «Мадонна, коронуемая двумя ангелами». 1518.
Фото: Государственный Исторический музей

В конце XV века родной город Дюрера Нюрнберг был одним из центров книгопечатания в Европе, так что его гравюры выходили огромными тиражами. Это приносило художнику неплохой доход и давало небывалую ранее творческую свободу, ведь в этом случае ему не нужно было подстраиваться под желания заказчика. Однако невиданный успех композиций Дюрера привел к появлению вала подделок: резчики по всей Европе безо всякого стеснения копировали гравюры. Не помогло ни то, что Дюрер стал подписывать произведения, разработав собственный логотип (наложенные определенным образом друг на друга буквы “А” и “D”), ни даже инициированный художником суд в Венеции о защите его авторского права. Он подал иск против итальянского гравера Маркантонио Раймонди, который немало заработал на копиях. В итоге суд лишь обязал его не ставить монограмму Дюрера. На выставке можно увидеть и работы тех, с кем мастер безуспешно боролся. Также экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства из Исторического музея, созданными в Германии на рубеже XV–XVI веков. 

Государственный исторический музей
Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии
30 марта – 22 августа

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+