18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера

Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство

Подготовительный рисунок для фигур святых Екатерины и Маргариты создан рукой самого Дюрера. Фото:  © APA/BDA/IRENE DWORAK
Подготовительный рисунок для фигур святых Екатерины и Маргариты создан рукой самого Дюрера.
Фото: © APA/BDA/IRENE DWORAK

Недавно обнаружилось, что на покрытой многовековым слоем грязи стене над сувенирной лавкой в венском соборе Святого Стефана находится фреска, подготовительный рисунок которой выполнен с необычайным мастерством. Специалисты полагают, что рисунок создал Альбрехт Дюрер. Если это действительно так, то значит, нюрнбергский мастер эпохи Возрождения все-таки бывал в Вене, хотя об этом посещении не упоминает ни один из известных источников.

Роспись обнаружили в закрытом епископском портике. Сейчас в этом тесном пространстве, примыкающем к собору, располагается сувенирная лавка. Фреска написана, вероятно, около 1505 года — эта датировка согласуется со временем возведения портика и со стилем самого произведения.

Необычная работа представляет собой двухмерное изображение алтарного триптиха. Подготовительный рисунок есть у фигуры святой Екатерины на левой «створке» и у святой Маргариты на правой. В центре изображен святой Леопольд, один из покровителей Австрии, а под тремя святыми располагается изображение пределлы.

Вероятно, святой Леопольд и пределла были выполнены другой рукой в 1510-е годы. Сейчас их краски, нанесенные немногим позже, выглядят значительно светлее участков с подготовительным рисунком.

Остается загадкой, почему крайне искусный мастер, выполнивший этот рисунок, не закончил произведение. Согласно одной из версий, он попросту не мог выделить на это достаточно времени. Максимилиан I, император Священной Римской империи (и сын Фридриха III), в то время жил в Австрии и даже мог сыграть определенную роль в этом заказе, ведь Дюрер, как известно, создал по его заказу большую работу всего несколько лет спустя, около 1512 года.

Эрвин Покорны, венский эксперт по творчеству художника, заявил The Art Newspaper о своей уверенности в том, что «ни один из учеников или последователей Дюрера не был способен добиться виртуозности, которую мы видим в подготовительном рисунке».

Настенный рисунок авторства Дюрера обнаружен в ходе реставрационных работ над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана. Фото: Pedro Szekely
Настенный рисунок авторства Дюрера обнаружен в ходе реставрационных работ над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана.
Фото: Pedro Szekely

По словам директора Федерального бюро памятников Австрии Бернда Ойлер-Ролле, «качество подготовительного рисунка напоминает Дюрера». В пресс-релизе кафедрального собора говорится, что фигуры двух святых, «несомненно, создал художник круга Дюрера». Так что открытым остается только вопрос о том, является ли автором сам Дюрер или его мастерская.

До сих пор считалось, что Дюрер создал только одну группу настенных рисунков — росписи парадного зала в здании нюрнбергской ратуши. В 1521 году художник сделал эскизы, но непосредственным выполнением работ занимались его ученики. В 1630 году фрески записали, а в 1945-м их последние следы были уничтожены во время бомбардировок.

По словам Покорны, поначалу он предположил, что подготовительные рисунки на стене собора Святого Стефана выполнил кто-то из учеников Дюрера, поскольку нет информации о пребывании мастера в Вене. Однако продлившиеся несколько недель исследования убедили его в авторстве самого художника.

Согласно одной из версий, Дюрер остановился в Вене по дороге из Нюрнберга в Венецию в 1505 году. В пользу этого предположения говорит подписанный рисунок из коллекции Британском музея, изображающий женщину из Виндиша, ныне не существующего региона в земле Каринтия на юге Австрии, где художник мог оказаться по пути в Италию. Вероятной причиной посещения Вены могла быть дружба Дюрера с ученым-гуманистом Конрадом Цельтисом, жившим там с 1497-го и до своей смерти в 1508 году. Возможно, именно Цельтис изображен на картине Дюрера «Мученичество десяти тысяч христиан» 1508 года (в коллекции Музея истории искусств в Вене) рядом с самим художником.

Теперь Эрвин Покорны считает, что «вопрос не в том, бывал ли Дюрер в Вене, а в том, когда он здесь был». В 2021 году в лондонской Национальной галерее пройдет выставка «Маршруты Дюрера. Путешествия художника эпохи Возрождения» (13 февраля — 16 мая). Интересно, как ее организаторы будут работать с информацией о возможном посещении Вены. Если Дюрер действительно бывал в городе, неизбежно возникают два важных вопроса: во-первых, повлияло ли на него венское искусство, а во-вторых, какое влияние он оказал на местных художников?

Тем временем исследование росписи на стене собора Святого Стефана продолжается. Результаты будут опубликованы в Österreichische Zeitschrift für Kunst und Denkmalpflege («Австрийский журнал по искусству и охране памятников»). А администрация собора уже планирует перенести сувенирную лавку в другое помещение, чтобы ничто не отвлекало от созерцания обнаруженной работы Дюрера.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+