Не штудия, а реклама Альбрехта Дюрера

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Куратор Альбертины высказал предположение, что «Руки молящегося» Дюрер написал для привлечения заказчиков. Всегда считалось, что знаменитый рисунок является предварительным эскизом к фигуре апостола в алтаре Геллера

Альбрехт Дюрер. «Руки молящегося». Около 1508. Фото: Сourtesy of the Albertina, Vienna/ Google Art Project
Альбрехт Дюрер. «Руки молящегося». Около 1508.
Фото: Сourtesy of the Albertina, Vienna/ Google Art Project

Знаменитые «Руки молящегося» Альбрехта Дюрера вовсе не этюд для центральной части алтаря Геллера, как было принято считать на протяжении нескольких веков, а самостоятельное произведение, своего рода реклама мастера. Эта революционная гипотеза, выдвинутая Кристофом Мецгером, главным куратором венской Альбертины, станет темой крупной ретроспективы художника, которая откроется в музее в конце года («Альбрехт Дюрер», 20 сентября 2019 года — 6 января 2020 года).

Мецгер утверждает, что на рисунке, выполненном кистью серым тоном и белилами на синей грунтованной бумаге, изображены руки самого художника. Если это действительно так, то возникает ряд интересных вопросов, связанных со строением и отличительными особенностями кистей и пальцев величайшего живописца Северного Возрождения.

«Руки молящегося» — один из известнейших в мире рисунков, относящийся к самым воспроизводимым произведениям Дюрера. По мнению Мецгера, конкуренцию в популярности ему может составить лишь «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Более пяти веков репродукции «Рук молящегося», словно иконы, висят в домах миллионов людей; переведенные в скульптуру, они продаются в церковных лавках.

Начиная с XIX века считалось, что эта работа является штудией для портрета апостола в нижнем правом углу центральной панели алтаря Геллера, завершенного в 1509 году. Название алтарь получил по имени его заказчика, франкфуртского купца. Оригинал погиб при пожаре в 1729 году, однако благодаря отличной копии, сделанной Йобстом Харрихом, которая хранится в Музее Штеделя во Франкфурте, можно представить себе, как он выглядел.

Историки искусства никогда не сомневались в том, что «Руки молящегося» являются не самостоятельным произведением, а подготовительным эскизом для алтаря. Это мнение не оспаривалось и на двух крупных выставках Дюрера в 2013 году: в Штеделевском художественном институте и в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, причем предисловие к выставочному каталогу писал Хайнц Видауэр — коллега Мецгера, также куратор Альбертины.

Мецгер же считает, что искусствоведы не правы. С чего бы это Дюреру делать превосходный рисунок лишь для того, чтобы потом уменьшить его до размеров крошечной детали написанного маслом алтаря? «Работа отличается невероятной точностью, реалистичностью, она слишком хорошо выполнена, чтобы быть просто наброском, — говорит он. — Дюрер написал этот шедевр, чтобы демонстрировать посетителям своей мастерской дарованный ему богом талант».

По мнению Мецгера, «Руки молящегося» и несколько других, связанных с ними рисунков создавались «для рекламы гения Дюрера». Они были отобраны, чтобы убедить потенциальных заказчиков в высочайшем уровне мастерства, которым отличались произведения художника. Косвенным подтверждением гипотезы могут быть и известные факты из жизни Дюрера, который стремился подчеркнуть свой высокопрофессиональный статус. Его подпись — узнаваемая монограмма, похожая на товарный знак, ее можно увидеть на многих картинах и рисунках. Что было важно в борьбе с фальсификаторами,  которые подделывали его работы.

Куратор настаивает на том (и в этом он не одинок, такое предположение высказывали многие исследователи), что перед нами руки самого Дюрера. «Изящные пальцы и кисти рук напоминают те, что изображены на мюнхенском автопортрете художника 1500 года. Мизинец дальней, частично скрытой от взгляда зрителя руки, похоже, немного искривлен, поражен артрозом — характерная деталь, которая появляется в автопортретах художника, например, ее можно разглядеть на картине 1493 года, что хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее».

Дюрер, вероятно, позировал сам себе, просто немного развернув кисти рук, хотя возможно (но менее вероятно), что он писал их с зеркального отражения. Если это так, то нельзя однозначно сказать, на какой руке был кривой мизинец — скорее всего, на правой. Так как больной палец отчетливо различим на рисунке, выполненном в 1493 году, когда художнику было не больше 22 лет, можно предположить, что он, вероятно, страдал этим недугом с раннего возраста. 

При отсутствии фактов нам остается лишь строить догадки, но если такая особенность действительно отличала один из пальцев мастера, то это только добавляет чести величайшему рисовальщику Северной Европы: он сумел работать, несмотря на дефект мизинца. Отец Дюрера сначала хотел, чтобы сын пошел по его стопам, стал ювелиром, но это ремесло, как известно, требует развитой мелкой моторики, которой у юноши, видимо, не было. А вот рисовать он смог и с кривым пальцем.

Из-за своей хрупкости оригинал «Рук молящегося» редко появляется на публике. Последний раз работа выходила в свет пять лет назад на выставке в Вашингтоне, а скоро ее наконец-то смогут увидеть посетители готовящейся крупной экспозиции Дюрера в Альбертине. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+