18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ангелочки или слуги любви?

№86
Материал из газеты

Дюрера не так часто воспринимают в качестве специалиста по изображению путти, хотя они в обилии населяют картины и рисунки этого художника

Едва ли кто-то из художников сделал больше Альбрехта Дюрера (1471–1528) для того, чтобы превратить путто — древнего крылатого бога в виде ребенка — в существо поистине вездесущее. На картинах, гравюрах, в ксилографиях и рисунках Дюрер в изобилии изображал путти, причем использовал их в более широком контексте, чем большинство его современников. Путти появлялись у него как в христианских сюжетах, так и в светских, они присутствуют практически во всех работах на мифологические темы. Можно сказать, что в творчестве Дюрера эволюция итальянских путти XIII века достигла апогея. Художник проторил дорогу этим фигуркам, к концу XVIII столетия превратившимся буквально в изобразительное клише. Их сложная история впервые была описана Чарльзом Демпси в книге «Изобретение ренессансного путто» (2001), а теперь ее излагает Райнер Хоффман — со всеми подробностями. Еще к VI–V векам до н.э. первоначальный и единственный бог Эрос был преобразован в многочисленных эротов — крылатых богов, ассоциировавшихся с любовью и сексуальными отношениями. Их начали связывать с разными темами и использовать в декоративных целях. Изображенные на саркофагах, они оплакивали и поминали усопшего. Они же воспевали сбор винограда и употребление вина, состязались в скорости с дикими животными, играли в игры и исполняли музыку, держали занавес или гирлянды, выступали в роли слуг и посланников любви.

С установлением христианства на язычников эротов ввели запрет, но в 1250– 1350-х годах они постепенно возвратились — вместе с открытым заново античным искусством. К XV веку путти-ангелы уже прочно обосновались в итальянском искусстве. Донателло часто использовал их в своих работах, а Андреа Мантенья стал, возможно, первым выразителем путтимании, вскоре охватившей всю Европу.

В 1550 году Джорджо Вазари насмехался над tedesca maniera vecchia (ит. «старый немецкий стиль»), однако к тому времени ключевые элементы итальянского художественного стиля уже распространились к северу от Альп и смешались с особенностями и традициями Нидерландов и Германии. Хоффман признает, что первенство сложно приписать кому-то персонально. Альбрехт Альтдорфер, Ханс Бальдунг Грин, оба Гольбейна, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах Старший и многие другие — все были к этому причастны. Но Дюрер оказался наиболее плодовит и разнообразен в применении последних достижений итальянского стиля, при этом одомашнивая его для немецкой публики.

Книга Хоффмана о дюреровских путти представляется исчерпывающей и в высшей степени познавательной. Большинство иллюстраций в ней относятся к христианским мотивам, главным образом к сюжетам с Девой Марией и Христом. Здесь путти, как правило, изображаются ангелами — с крыльями и без, нагими или одетыми, в полный рост или только головками. По своей природе, как инкарнации Эроса или как ангелы, путти имели трансцендентный и сакральный характер; они близки как небесам, так и земле, и не были полностью ни там, ни здесь. Даже в изображениях на земные или мирские темы путти у Дюрера предстают как более или менее небесные существа.

Напрашивается вывод о том, что Дюрер был мастером христианских путти. Однако художник никогда не забывал об античном происхождении этих существ. Например, на рисунке «Венера на дельфине» (1503) изображена богиня любви, держащая рог изобилия, по которому разгуливает обнаженный крылатый путто с завязанными глазами, готовый выпустить из лука стрелу. Так Венера с гордостью предъявляет своего сына Эроса, глядя зрителю прямо в глаза. Ее взгляд ясен и достаточно выразителен: ты можешь стать следующим.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+