18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Иван Цветков: верный поклонник русской школы

№83
Материал из газеты

Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание

Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника, окончивший Ахтырское духовное училище и математический факультет Московского университета, стал коллекционером, как только начал хорошо зарабатывать на службе в банке. Со студенческих лет он полюбил искусство, проводил много времени в музеях, там лишь и находил душевный покой и отдохновение. По словам Игоря Грабаря, «признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же — главным образом передвижников, а из последних — Владимира Маковского». Цветков предпочитал Маковского настолько, что купил 73 его работы, а также заказал собственный портрет, на котором изображен солидным господином с ухоженной седой бородой и проницательным взглядом.

Теперь этот портрет принадлежит Третьяковской галерее, как и большая часть собрания Цветкова, где есть такие популярные вещи, как «Золотошвейка» Василия Тропинина, «Портрет Гаврилы Романовича Державина» и «Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной» Владимира Боровиковского, эскизы Василия Сурикова к «Утру стрелецкой казни», этюд Виктора Васнецова к «Богатырям». Эскизы, этюды, рисунки и авторские копии Цветков собирал охотно, они составляли существенную часть его коллекции. «У меня, видите ли, все эскизы художников, сделанные ими до написания картин, то есть настоящие эскизы, а у Цветкова — эскизы тех же художников, сделанные уже с картин, то есть маленькие повторения. Таких мне и даром не нужно», — писал его современник, коллекционер и оппонент в совете Третьяковской галереи Илья Остроухов.

Для коллекции Цветков построил на Пречистенской набережной двух­этажный дом-терем по проекту Васнецова, в том же стиле национального романтизма были обставлены и декорированы интерьеры. В 1909 году в день своего рождения Цветков подарил и дом, и все собрание — 400 картин, 36 скульптур, 1373 рисунка — Москве. До конца жизни он оставался там смотрителем. После революции его галерея стала государственным музеем. В 1926‑м его закрыли, предметы распределили по другим музеям, большая часть досталась Третьяковке, которая благодарно устраивает юбилейные выставки этого выдающегося коллекционера.

Впрочем, для прогрессивных современников Цветков был воплощением консерватизма и косности. Как член попечительского совета Третьяковской галереи он противился закупкам работ художников новых направлений. Вот цитата из статьи «Обновление Совета Третьяковской галереи» в газете «Новости дня» от 2 июня 1903 года: «И.Е.Цветков давно олицетворяет рутину. Это стоячая вода. Один И.Е.Цветков хорош в Совете галереи как противовес крайности, как умиряющее начало. Но во­оружить... силой большинства, дать ему единомышленников, значило бы совсем погубить галерею, повести ее к крайней отсталости...» Раздражало и вызывающее русофильство: «Цветков презирал все иноземное: и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское», — вспоминал Грабарь. Но идеологические споры остались в прошлом, а собранное Цветковым русское искусство не потеряло своей ценности. 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Иван Цветков и его галерея. К 175-летию коллекционера
28 июля – 13 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+