18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Иван Цветков: верный поклонник русской школы

№83
Материал из газеты

Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание

Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника, окончивший Ахтырское духовное училище и математический факультет Московского университета, стал коллекционером, как только начал хорошо зарабатывать на службе в банке. Со студенческих лет он полюбил искусство, проводил много времени в музеях, там лишь и находил душевный покой и отдохновение. По словам Игоря Грабаря, «признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же — главным образом передвижников, а из последних — Владимира Маковского». Цветков предпочитал Маковского настолько, что купил 73 его работы, а также заказал собственный портрет, на котором изображен солидным господином с ухоженной седой бородой и проницательным взглядом.

Теперь этот портрет принадлежит Третьяковской галерее, как и большая часть собрания Цветкова, где есть такие популярные вещи, как «Золотошвейка» Василия Тропинина, «Портрет Гаврилы Романовича Державина» и «Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной» Владимира Боровиковского, эскизы Василия Сурикова к «Утру стрелецкой казни», этюд Виктора Васнецова к «Богатырям». Эскизы, этюды, рисунки и авторские копии Цветков собирал охотно, они составляли существенную часть его коллекции. «У меня, видите ли, все эскизы художников, сделанные ими до написания картин, то есть настоящие эскизы, а у Цветкова — эскизы тех же художников, сделанные уже с картин, то есть маленькие повторения. Таких мне и даром не нужно», — писал его современник, коллекционер и оппонент в совете Третьяковской галереи Илья Остроухов.

Для коллекции Цветков построил на Пречистенской набережной двух­этажный дом-терем по проекту Васнецова, в том же стиле национального романтизма были обставлены и декорированы интерьеры. В 1909 году в день своего рождения Цветков подарил и дом, и все собрание — 400 картин, 36 скульптур, 1373 рисунка — Москве. До конца жизни он оставался там смотрителем. После революции его галерея стала государственным музеем. В 1926‑м его закрыли, предметы распределили по другим музеям, большая часть досталась Третьяковке, которая благодарно устраивает юбилейные выставки этого выдающегося коллекционера.

Впрочем, для прогрессивных современников Цветков был воплощением консерватизма и косности. Как член попечительского совета Третьяковской галереи он противился закупкам работ художников новых направлений. Вот цитата из статьи «Обновление Совета Третьяковской галереи» в газете «Новости дня» от 2 июня 1903 года: «И.Е.Цветков давно олицетворяет рутину. Это стоячая вода. Один И.Е.Цветков хорош в Совете галереи как противовес крайности, как умиряющее начало. Но во­оружить... силой большинства, дать ему единомышленников, значило бы совсем погубить галерею, повести ее к крайней отсталости...» Раздражало и вызывающее русофильство: «Цветков презирал все иноземное: и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское», — вспоминал Грабарь. Но идеологические споры остались в прошлом, а собранное Цветковым русское искусство не потеряло своей ценности. 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Иван Цветков и его галерея. К 175-летию коллекционера
28 июля – 13 декабря

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+