Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд

Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке

Сергей Ануфриев. «Красная нить». 2009. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Ануфриев. «Красная нить». 2009.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Западном крыле Новой Третьяковки 15 февраля открывается выставка «Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана». Он передал Третьяковской галерее около 50 произведений из своего обширного собрания современного искусства с 1990 года до наших дней. Его значительную часть составляют работы отечественных художников — классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, а также Авдея Тер-Оганьяна, Виктора Алимпиева, Дмитрия Врубеля, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Дмитрия Гутова, Владислава Мамышева-Монро.

Коллекция Гельмана формировалась из запасника его галереи, основанной в 1990 году и получившей известность благодаря громким выставкам и перформансам. Среди передаваемых в дар произведений — работы группы «Синие носы», виртуальные баталии AES + F, комикс-панорама художественной сцены середины нулевых Гоши Острецова и даже инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Игра в теннис», специально для которой в Третьяковской галерее будет спроектирован отдельный зал.

Кроме того, благодаря дару Гельмана музейные фонды пополнятся произведениями украинских авторов, ставших в 1990-е активными участниками московской художественной сцены: Бориса Михайлова, Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Александра Гнилицкого, Василия Цаголова и Сергея Ануфриева, члена легендарной группы «Медицинская герменевтика». Также в собрание Третьяковки войдут работы художников, представляющих новое искусство Казахстана.

Олег Кулик. Из проекта «Семья будущего». 1997. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вика Тимофеева. «Марат, ты жадный упырь». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья и Эмилия Кабаковы. «Игра в теннис». Инсталляция. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Ройтбурд. «Классики и современники». 1993. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кулик. Из проекта «Семья будущего». 1997.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вика Тимофеева. «Марат, ты жадный упырь».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья и Эмилия Кабаковы. «Игра в теннис». Инсталляция.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Ройтбурд. «Классики и современники». 1993.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке в Новой Третьяковке представлены пока лишь избранные работы из коллекции Гельмана, подаренной музею. Как рассказала глава отдела новейших течений Ирина Горлова на пресс-конференции ТАСС в начале февраля, «мы не сможем в такой срок выставить все то, что нам передал Марат Гельман. Мы покажем такой дайджест, где будут представлены работы замечательных художников начиная от классиков Комара и Меламида и заканчивая потрясающими работами художников, например, из Казахстана — Ербосына Мельдибекова и Каната Ибрагимова».

Марат Гельман известен не только как галерист, но и как куратор, политтехнолог и один из авторов «пермского проекта», в рамках которого город должен был превратиться в еще одну культурную столицу России. После увольнения с поста директора местного музея современного искусства PERMM в 2013 году живет в Черногории, где руководит Dukley European Art Community, организует резиденции для художников, выставки и фестивали.

В 2003 году Гельман подарил 59 работ российских современных художников Русскому музею, а позже передал несколько работ Центру Помпиду в Париже в рамках дара, инициированного Благотворительным фондом Владимира Потанина. «Это мой долг перед художниками, благодаря которым моя жизнь стала интересной и наполненной», — объясняет свое решение даритель.

Елена Китаева. «Новые деньги, 3 рубля, Малевич». 1996. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Ербол Мельдибеков. Из серии «Пол Пот». 2001. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Шабельников. «Без названия». 2005. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Елена Китаева. «Новые деньги, 3 рубля, Малевич». 1996.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Ербол Мельдибеков. Из серии «Пол Пот». 2001.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Шабельников. «Без названия». 2005.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Как рассказал Марат Гельман нашей газете, для него очень важно, что сами художники, отвечая на вопрос, в каком музее они хотели бы видеть свои работы, называют Третьяковку едва ли не первой, в крайнем случае сразу после Центра Помпиду и Тейт Модерн. Он не исключает возможности передачи произведений из своего собрания в Третьяковскую галерею в будущем, поэтому предлагал даже назвать эту выставку как «Дар Марата N1».

Два года назад по инициативе директора Зельфиры Трегуловой музей запустил программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», первым шагом которой стала передача картины Эрика Булатова «Картина и зрители» Благотворительным фондом Владимира Потанина. Коллекция новейшего искусства в музее теперь постоянно пополняется. Из последних приобретений можно вспомнить коллекцию из 100 произведений молодых отечественных художников (а также денежное пожертвование) от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина — их покажут на выставке «Искусство 2010+», которая откроется 1 апреля. А работы скульптора Игоря Шелковского, переданные музею в дар коллекционерами Алиной и Дмитрием Пинскими, теперь экспонируются во внутреннем дворе Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+