18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд

Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке

Сергей Ануфриев. «Красная нить». 2009. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Ануфриев. «Красная нить». 2009.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Западном крыле Новой Третьяковки 15 февраля открывается выставка «Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана». Он передал Третьяковской галерее около 50 произведений из своего обширного собрания современного искусства с 1990 года до наших дней. Его значительную часть составляют работы отечественных художников — классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, а также Авдея Тер-Оганьяна, Виктора Алимпиева, Дмитрия Врубеля, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Дмитрия Гутова, Владислава Мамышева-Монро.

Коллекция Гельмана формировалась из запасника его галереи, основанной в 1990 году и получившей известность благодаря громким выставкам и перформансам. Среди передаваемых в дар произведений — работы группы «Синие носы», виртуальные баталии AES + F, комикс-панорама художественной сцены середины нулевых Гоши Острецова и даже инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Игра в теннис», специально для которой в Третьяковской галерее будет спроектирован отдельный зал.

Кроме того, благодаря дару Гельмана музейные фонды пополнятся произведениями украинских авторов, ставших в 1990-е активными участниками московской художественной сцены: Бориса Михайлова, Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Александра Гнилицкого, Василия Цаголова и Сергея Ануфриева, члена легендарной группы «Медицинская герменевтика». Также в собрание Третьяковки войдут работы художников, представляющих новое искусство Казахстана.

Олег Кулик. Из проекта «Семья будущего». 1997. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вика Тимофеева. «Марат, ты жадный упырь». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья и Эмилия Кабаковы. «Игра в теннис». Инсталляция. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Ройтбурд. «Классики и современники». 1993. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кулик. Из проекта «Семья будущего». 1997.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вика Тимофеева. «Марат, ты жадный упырь».
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Илья и Эмилия Кабаковы. «Игра в теннис». Инсталляция.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Ройтбурд. «Классики и современники». 1993.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На выставке в Новой Третьяковке представлены пока лишь избранные работы из коллекции Гельмана, подаренной музею. Как рассказала глава отдела новейших течений Ирина Горлова на пресс-конференции ТАСС в начале февраля, «мы не сможем в такой срок выставить все то, что нам передал Марат Гельман. Мы покажем такой дайджест, где будут представлены работы замечательных художников начиная от классиков Комара и Меламида и заканчивая потрясающими работами художников, например, из Казахстана — Ербосына Мельдибекова и Каната Ибрагимова».

Марат Гельман известен не только как галерист, но и как куратор, политтехнолог и один из авторов «пермского проекта», в рамках которого город должен был превратиться в еще одну культурную столицу России. После увольнения с поста директора местного музея современного искусства PERMM в 2013 году живет в Черногории, где руководит Dukley European Art Community, организует резиденции для художников, выставки и фестивали.

В 2003 году Гельман подарил 59 работ российских современных художников Русскому музею, а позже передал несколько работ Центру Помпиду в Париже в рамках дара, инициированного Благотворительным фондом Владимира Потанина. «Это мой долг перед художниками, благодаря которым моя жизнь стала интересной и наполненной», — объясняет свое решение даритель.

Елена Китаева. «Новые деньги, 3 рубля, Малевич». 1996. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Ербол Мельдибеков. Из серии «Пол Пот». 2001. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Шабельников. «Без названия». 2005. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Елена Китаева. «Новые деньги, 3 рубля, Малевич». 1996.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Ербол Мельдибеков. Из серии «Пол Пот». 2001.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Шабельников. «Без названия». 2005.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Как рассказал Марат Гельман нашей газете, для него очень важно, что сами художники, отвечая на вопрос, в каком музее они хотели бы видеть свои работы, называют Третьяковку едва ли не первой, в крайнем случае сразу после Центра Помпиду и Тейт Модерн. Он не исключает возможности передачи произведений из своего собрания в Третьяковскую галерею в будущем, поэтому предлагал даже назвать эту выставку как «Дар Марата N1».

Два года назад по инициативе директора Зельфиры Трегуловой музей запустил программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее», первым шагом которой стала передача картины Эрика Булатова «Картина и зрители» Благотворительным фондом Владимира Потанина. Коллекция новейшего искусства в музее теперь постоянно пополняется. Из последних приобретений можно вспомнить коллекцию из 100 произведений молодых отечественных художников (а также денежное пожертвование) от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина — их покажут на выставке «Искусство 2010+», которая откроется 1 апреля. А работы скульптора Игоря Шелковского, переданные музею в дар коллекционерами Алиной и Дмитрием Пинскими, теперь экспонируются во внутреннем дворе Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+