Выставку Андреа Мантеньи показывают в Турине

В туринском палаццо Мадама возобновлена после пандемии выставка произведений великого мастера Раннего Возрождения Андреа Мантеньи. Это одно из главных культурных событий года в Италии

Андреа Мантенья. «Мадонна с Младенцем и святыми Джероламо и Людовико ди Толоза». 1453–1454. Фото: Musée Jacquemart-André
Андреа Мантенья. «Мадонна с Младенцем и святыми Джероламо и Людовико ди Толоза». 1453–1454.
Фото: Musée Jacquemart-André

Новаторство Андреа Мантеньи (1431–1506), импульсом и источником которого стала античность, путеводной нитью пронизывает все шесть тематических разделов выставки.

Первый посвящен периоду его формирования как художника в Падуе, с 1440-х по 1460 год, когда по приглашению маркиза Лодовико Гонзаги он переехал в Мантую. Рядом с работами главного героя здесь представлены произведения таких мастеров, как Паоло Уччелло, живший в Падуе в 1440-е годы, чьи монохромы, по свидетельству Джорджо Вазари, произвели большое впечатление на Мантенью. Впрочем, эталоном для молодого художника в те годы было творчество Донателло, трудившегося в Падуе над конным памятником кондотьера Гаттамелаты. Именно из его бронзовых скульптур Мантенья перенял резкие светотеневые эффекты, стремление наделять персонажей мужественностью, мудростью и решительностью, которые так ценились античными философами. Произведения Донателло и его мастерской из музеев Боде, Жакмар-Андре и Каподимонте вступают в диалог с работами Мантеньи.

Андреа Мантенья. «Святой Антоний и Святой Бернардино Сиенский у монограммы Христа». 1452. Фото: Museo Antoniano
Андреа Мантенья. «Святой Антоний и Святой Бернардино Сиенский у монограммы Христа». 1452.
Фото: Museo Antoniano

Все представленное в следующем разделе, который освещает первые годы в Мантуе, следует воспринимать в контексте самого знаменитого творения Мантеньи — росписей Камеры дельи Спози во дворце маркиза Гонзаги, которые мастер выполнил с 1465 по 1474 год. В частности, это «Святой Георгий» из Галерей Академии в Венеции, все еще венецианский по колориту и блеску доспехов, но изображенный в пространстве, близком по решению к иллюзионистской архитектуре росписей.

К этому же периоду относятся созданные параллельно с росписями «Портрет кардинала Тревизана» из Картинной галереи в Берлине и «Мужской портрет» («Карло Медичи»?) из Уффици. Новаторскими были и его портреты в профиль по примеру римских медалей. Мужественные и полные благородства античные герои стали образцами для подражания при мантуанском дворе.

Отдельная тема — цикл из девяти монохромных картин «Триумфы Цезаря» (1482–1492), изображающих процессии со множеством трофеев и скульптур, созданный по заказу Франческо Гонзаги для украшения его дворцового театра. Сегодня цикл хранится в королевской коллекции во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне и из-за хрупкости не мог быть доставлен на выставку. Зато его воспроизведением можно полюбоваться в специально созданной мультимедийной проекции в Средневековом дворе палаццо Мадама, где на трех больших экранах проецируются, сменяя друг друга, работы Мантеньи, отсутствующие в экспозиции, как, например, фрески капеллы Оветари падуанской церкви Эремитани.

Андреа Мантенья. «Се, Человек!». 1500–1502. Фото: Musée Jacquemart-André
Андреа Мантенья. «Се, Человек!». 1500–1502.
Фото: Musée Jacquemart-André

Античные реминисценции в творчестве Мантеньи продолжает раздел, рассказывающий о коллекционировании художником древних артефактов, а также о его произведениях на мифологические сюжеты. Так, для кабинета жены Франческо Гонзаги Изабеллы, оформленного в виде грота, мастер написал две картины: «Парнас» (1497) и «Минерва, изгоняющая пороки» (1502) (обе в Лувре).

Одна из самых запоминающихся частей выставки — реконструкция центрального двора в доме Мантеньи, спроектированного самим художником и воспроизведенного по историческим документам его времени. Представленные здесь экспонаты повествуют об архитектурных исследованиях мастера.

Еще одна тема — новаторство Мантеньи в области композиционных решений и в трактовке традиционных образов. Об этом можно судить по камерным «Мадонне с Младенцем и херувимами» (1485) из Пинакотеки Брера, «Мадонне со святыми» из Савойской галереи в туринском Королевском дворце и поздним, плохо сохранившимся «Святому семейству» и «Крещению Христа», свидетельствующим о неистощимом мастерстве уже 75-летнего художника. В финале экспозиции представлены наследники Мантеньи, в том числе Антонио да Корреджо, Маркантонио Раймонди и Рембрандт, бывший его большим поклонником и собирателем гравюр.

Палаццо Мадама, Турин
Андреа Мантенья. Возродить старое, конструировать новое
До 20 июля

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+