18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Умер Джермано Челант

«Бедное искусство» осталось без куратора. 80-летний классик, определявший мировую моду на то, какие выставки сейчас нужны, скончался в Милане от последствий коронавируса

Джермано Челант олицетворяет собой тот редкий в художественном мире случай, когда человек, начавший карьеру более полувека назад, уходит не просто важным героем прошлого, а современным триумфатором, чьи идеи воодушевляют всё новые поколения.

Джермано Челант родился в 1940 году в Генуе, где и учился истории искусства. Место в учебниках молодой критик обеспечил себе в 1967 году, когда придумал концепцию арте повера, «бедного искусства», объединившую таких разных и ярких художников, как Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Пино Паскали, Микеланджело Пистолетто. В Европе тогда искали антитезу напористому американскому поп-арту, и арте повера с его тягой к настоящим, натуральным, природным материалам и субстанциям — огню, воде, земле и правде жизни — оказалось асимметричным, но убедительным ответом массовой культуре.

С 1977 года статьи Джермано Челанта появлялись во влиятельном интернациональном журнале Artforum. Он сделал множество выставок современного итальянского искусства по всему миру, в том числе в Центре Помпиду в Париже, в Королевской академии в Лондоне, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Позднее его, противопоставившего европейцев американцам, даже пригласили поработать в Гуггенхайм. В 1997 году он возглавил 47-ю Венецианскую биеннале. В начале 2000-х курировал эпохальную выставку «Искусство и архитектура» в родной Генуе, которая в тот момент была назначена культурной столицей Европы.

В последние десятилетия Челант стал частью кураторского интернационала, высшей лиги мирового современного искусства, определяющей интеллектуальные тренды. В качестве такого важного советчика и авторитета в 2003 году он приезжал в Москву на симпозиум, где обсуждалась перспектива создания в российской столице биеннале современного искусства (биеннале у нас появилась и долгое время держала международную планку).

И даже несмотря на все эти достижения, можно предположить, что новый взлет Челанта-куратора оказался для многих неожиданным. Его последний, блестящий период деятельности связан с итальянским Фондом Prada, куда знаменитый дизайнер Миучча Прада пригласила его художественным директором. И, как можно предположить, дала ему карт-бланш на самые фантастические затеи.

Выставка в венецианском пространстве Фонда Prada «Когда отношения становятся формой» в рамках биеннале в 2013 году стала мировой сенсацией. Вся художественная общественность взахлеб обсуждала безумную идею реконструировать давнишнюю одноименную выставку концептуального искусства, ставшую манифестом этого важного направления, — с найденными и привезенными из разных музеев и коллекций работами, точным воспроизведением очертаний залов и расстояний, на которых произведения находились друг от друга, и тому подобным. Новая концепция выставок-реконструкций оказалась весьма плодотворной, и, например, в Москве в фонде «Екатерина» куратор Елена Селина повторила подвиг Челанта, но уже на материале московского искусства 1990-х. А куратор Марат Гельман воскресил челантовскую идею арте повера в музее в Перми, собрав тоже очень важную выставку «Русское бедное».

Сам маэстро развил успех, подготовив уже в миланском пространстве Фонда Prada в 2018 году поистине грандиозную ретроспективу итальянского искусства эпохи Муссолини «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», не побоявшись весьма противоречивого исторического контекста. На открытии выставки он дал интервью нашей газете. В кафе фонда, оформленном режиссером Уэсом Андерсом в стиле 1960-х, я ждала Джермано Челанта в очереди журналистов. Когда появился щеголеватый пожилой красавец в кожаном пиджаке и затемненных очках, сразу стало понятно, что передо мной — суперзвезда.

И правда, мало найдется людей, чьи идеи светят так ярко и долго.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+