В Фонде Prada реконструировали искусство эпохи Муссолини

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Знаменитый куратор Джермано Челант предлагает свой взгляд на культуру Италии при диктаторе

Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти у себя дома на фоне картины Умберто Боччони «Динамизм футболиста» 1913 года. Афиша к выставке «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943». Фото: Digital Image, The Museum of Modern Art, New York / Scala, Firenze
Джакомо Балла (1871–1958). «Кошки-канарейки - футуристические кошки». 1923-1924. Фото: Giacomo Balla by SIAE 2018
Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти у себя дома на фоне картины Умберто Боччони «Динамизм футболиста» 1913 года. Афиша к выставке «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943».
Фото: Digital Image, The Museum of Modern Art, New York / Scala, Firenze
Джакомо Балла (1871–1958). «Кошки-канарейки - футуристические кошки». 1923-1924.
Фото: Giacomo Balla by SIAE 2018

Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был далеко не чужд политики. Итальянскому поэту покровительствовал лично Бенито Муссолини, окрестивший его «пламенным фашистом». Фигура Маринетти стала отправной точкой выставки Джермано Челанта в Фонде Prada в Милане под названием «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», где первая часть названия — строка из футуристической поэмы Маринетти. Цель проекта — воссоздание панорамы художественной жизни Италии при Муссолини. Это не первая историческая реконструкция Челанта. В 2013 году в Фонде Prada в Венеции он воссоздал легендарную выставку концептуального искусства «Когда отношения становятся формой» 1969 года Харольда Зеемана.

Для миланской выставки Челант обошел более 20 публичных и частных коллекций, в библиотеках и разных фондах поднял целый пласт архивных материалов, свидетельствующих о неоднозначных отношениях между художниками, политиками, идеологами, коллекционерами и публикой в фашистской Италии. Документам Челант отводит в своих проектах равноценную с произведениями искусства роль, считая, что они позволяют «создать подлинную историю, а не оторванную от реальности теоретическую трактовку артефакта». Именно с этой целью все произведения на выставке сопровождаются историческими фотографиями, письмами, рецензиями в прессе. В основе такого подхода лежит идея французского философа Жака Рансьера, считающего, что искусство создается в конкретном историко-культурном контексте, а не в отрыве от него. И в этом смысле политическое и эстетическое неразделимы.

Феличе Казорати. «Портрет Ренато Гуалино». 1923-1924. Фото: Felice Casorati by SIAE 2018
Феличе Казорати. «Портрет Ренато Гуалино». 1923-1924.
Фото: Felice Casorati by SIAE 2018

Челант отобрал для показа более 500 произведений (живопись, скульптура, рисунки, фотографии, плакаты, предметы мебели, архитектурные проекты и макеты) более 100 авторов. Здесь весь цвет итальянского искусства первой половины ХХ века. Джакомо Балла, Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти, Джорджо Моранди, Филиппо де Пизис, Джино Северини, Марио Сирони — художники порой радикально расходящиеся по своим политическим и эстетическим предпочтениям. Как и течения, к которым они примыкали. Футуризм, «Валори пластичи», «Новеченто», «Скуола романа», «Корренте» — плюрализм художественных направлений создавал ту живую культурную сцену, где авангард сосуществовал с «возвратом к порядку», эксперименты — с реализмом, интимность — с пропагандой. 

Дизайн экспозиции с реконструкцией самых заметных выставок эпохи, в частности римской «Выставки фашистской революции 1932 года», открытой лично Муссолини (и которую посетило около 4 млн человек), создавался вместе с нью-йоркской студией «2x4». Не забыты в экспозиции и интеллектуалы того времени — как курировавшая при Муссолини культурную политику Маргерита Сарфатти, так и противники режима, например эмигрировавший из Италии историк искусств Лионелло Вентури или заточенный в тюрьму коммунист Антонио Грамши. Кстати, Музей Новеченто в Милане посвятит Маргерите Сарфатти этой осенью отдельную выставку. 

Фонд Prada
Post Zang Tumb Tuuum. Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943
До 25 июня

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+