Усадьбу Лопухиных передали ГМИИ им. А.С.Пушкина

Усадьба Лопухиных, где до 2017 года размещалась общественная организация «Международный центр Рерихов», а с 2018 года — государственный Музей Рерихов (филиал Музея Востока), станет частью музейного квартала ГМИИ им. А.С.Пушкина

Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке в Москве. Фото: Международный центр Рерихов
Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке в Москве.
Фото: Международный центр Рерихов

Усадьба Лопухиных на Волхонке, где располагалась общественная организация «Международный центр Рерихов», а в последние два года — филиал Музея Востока, Музей Рерихов, опять сменила хозяев. Сейчас она стала частью музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

«Усадьба, здания и территория находятся в собственности Российской Федерации. Пока усадьба находится в оперативном пользовании Музея Востока, но сейчас юридически право пользования и оперативного управления будет передано ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем не менее здесь предусматривается реализация совместных проектов и Музея Востока, и ГМИИ им. А.С.Пушкина, и всех музеев-партнеров ГМИИ им. А.С.Пушкина», — цитирует пресс-служба Минкультуры директора департамента музеев ведомства Владислава Кононова.

Особняк, как ранее рассказывал нашему изданию советник министра культуры Кирилл Рыбак, ждет реставрация: фундамент требует укрепления, в подвале проблемы с влагоизоляцией, существуют сложности с инсоляцией. Также на территории усадьбы возникло несколько самовольных построек, вопрос о сохранении которых необходимо решить.

Смена владельца была ожидаемой. В январе 2019 года Владислав Кононов объявил, что в судьбе усадьбы Лопухиных могут произойти изменения. По его словам, в течение года, пока там работала экспозиция Музея Рерихов, ведомство анализировало количество посетителей и пришло к выводу, что оно слишком мало  

Москва. Фрагмент городской усадьбы А.В.Лопухина — Е.И.Станицкой. Главный дом. Фото: Михаил Ворожцов / Фотобанк Лори
Москва. Фрагмент городской усадьбы А.В.Лопухина — Е.И.Станицкой. Главный дом.
Фото: Михаил Ворожцов / Фотобанк Лори

для музея в таком центральном и популярном благодаря ГМИИ месте, как Волхонка. Кононов сообщил, что министерство решает вопрос «совместного использования» здания Музеем Востока и Пушкинским музеем. Тогда речь шла о том, что это могли бы быть, например, совместные выставочные проекты. Директор Пушкинского Марина Лошак рассказала, что осенью на нижние этажи главного дома усадьбы временно переедут сотрудники ГМИИ, также здесь планируется проводить образовательные мероприятия.

Общественная организация «Международный центр Рерихов», в свое время судившаяся с Музеем Востока и претендовавшая на часть наследия Рерихов в его собрании, была выселена из арендованного ею здания весной 2017 года. Государственный Музей Рерихов открылся в усадьбе Лопухиных в декабре того же года, однако вскоре было объявлено, что здание необходимо закрыть на реставрацию. В апреле 2019 года Музей Рерихов официально разместился в бывшем павильоне «Здравоохранение» на ВДНХ.

Новости о расширении ГМИИ им. А.С.Пушкина появляются регулярно: нынешний директор музея Марина Лошак продолжает линию, начатую многолетним руководителем и ныне президентом Пушкинского Ириной Антоновой, инициировавшей создание музейного квартала вокруг главного здания. С весны нынешнего года обсуждается перевод от РОСИЗО в подчинение Пушкинского музея Государственного центра современного искусства с его региональными филиалами. Также на прямой линии с президентом Владимиром Путиным Марина Лошак поставила вопрос о передаче музею особняка Сергея Щукина. Он ныне принадлежит Министерству обороны, и президент дал поручение разработать план музеефикации здания. Министр культуры Владимир Мединский рассказал журналистам, что музей Сергея Щукина в усадьбе Трубецких может открыться через три-четыре года.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+