18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Рерихи в законе

№38
Материал из газеты

Многолетний спор о наследии семьи Рерихов может завершиться созданием государственного музея

Министерство культуры России намерено создать Государственный музей Рерихов, который объединил бы все наследие семьи художников, хранящееся сейчас в трех федеральных музеях: в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. И скорее всего, негосударственный Международный центр Рерихов (МЦР) не останется в стороне. Эта идея сформулирована в обращении к участникам круглого стола «Вопросы сохранения и актуализации в современных условиях наследия Рерихов», прошедшего в Общественной палате.

Наследие Николая и Святослава Рерихов делят больше 20 лет. В 1989 году Святослав Рерих создал Советский фонд Рерихов (СФР), которому и завещал 432 картины отца. После распада СССР, в 1991 году, на его месте возник МЦР, назвавшийся правопреемником СФР. Все работы из собрания СФР хранятся там. В 2001 году в суде его руководители безуспешно пытались добиться передачи им картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока). Взаимные обвинения длились много лет, пока в июне 2014 года Мосгорсуд не вынес окон­чательное решение: МЦР не является правопреемником СФР, и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований.

Впрочем, рериховская коллекция МЦР включает не только картины из собрания СФР. Больше 300 работ подарено МЦР меценатами и его многолетним спонсором Борисом Булочником, экс-председателем правления «Мастер-банка» (их готовятся поставить на учет в негосударственную часть Музейного фонда РФ). В 2013 году банк лишился лицензии, Булочник, против которого возбуждено уголовное дело, оказался в международном розыске, а МЦР остался без финансовой поддержки (на гос­помощь он рассчитывать не может, поскольку государству не принадлежит).

Юристы и музейщики много лет твердили, что единственный выход из затянувшегося конфликта — создание нового музея, объединяющего все российское наследие Рерихов. Теперь в этом деле может быть поставлена точка. Чиновники обещают, что новая институция будет иметь особый статус, позволяющий общественным объединениям участвовать в организации работы музея. «Для нас это из ряда вон выходящее событие — делать музей одного художника, — говорит советник министра культуры Кирилл Рыбак, — ведь в фондах Министерства культуры хранятся тысячи работ других великих мастеров. Но в России много людей увлекаются философскими идеями Рериха, и мы решили пойти им навстречу и создать структуру, которая станет постоянно действующей площадкой не только по экспонированию произведений Рериха, но и по изучению его наследия». В министерстве подчеркивают, что хотят привлечь к проекту рериховскую общественность, поэтому «можно говорить об общественно-государственном партнерстве». Где именно разместится будущий музей, пока не ясно. Претендовать на здание усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которое занимает МЦР, в министерстве не собираются. Зато рассчитывают на сотрудничество с МЦР для проведения совместных выставок.

Создание музея займет не один год, но начать планируют уже в следующем году — с запуска интернет-портала Наследие семьи Рерихов — история и будущее России, где опубликуют архив многолетнего мецената семьи Рерихов Кэтрин Кэмпбелл (книги, фотографии, письма, дневники, а также произведения искусства, привезенные из Азии), документы из федеральных архивов и музеев. Позднее выложат каталог наследия Николая Рериха из российских государственных собраний.

Самое крупное — более 400 работ — хранится в Музее Востока. Инициатива Минкульта напоминает его директору Александру Седову историю вокруг возможного воссоздания Музея нового западного искусства. Ирина Антонова просила тогда учредить его на базе ГМИИ им. А.С.Пушкина и передать часть коллекции Эрмитажа. «Совершенно не обязательно передавать коллекции из одного музея в другой. Можно создать виртуальный музей или найти иные способы решения проблемы. Работы Рериха хранятся не только у нас, но и в Третьяковке, и в Русском музее. Будем отовсюду их забирать? Это как минимум требует обсуждения», — считает Седов. Однако саму идею создать новую государственную институцию по сохранению и изучению наследия Рерихов поддерживает: это усилит культурный обмен с зарубежными музеями, где хранятся рериховские работы.

В Министерстве культуры TANR рассказали, что четкого плана по формированию коллекции будущего музея пока нет и его деятельность, скорее всего, будет организована «путем выставок из собраний государственных музеев». При этом от полемики по поводу МЦР в министерстве обещают дистанцироваться. Между тем вопрос законности владения МЦР картинами, завещанными Советскому фонду Рерихов, спорный, уверена адвокат КА «Инюрколлегия» Анастасия Сивицкая, поскольку Мосгорсуд уже установил, что МЦР не является правопреемником СФР и законным наследником этого имущества. Картины, приобретенные МЦР самостоятельно, могут быть переданы в фонды новой структуры только с его согласия.

В самом МЦР говорят, что готовы сотрудничать с будущим музеем, но о слиянии не может быть и речи. «Если в России появится государственный музей Рерихов, мы будем это только приветствовать, — говорит первый заместитель гендиректора Музея им. Н.К.Рериха и вице-президент МЦР Александр Стеценко. — Более того, мы готовы сотрудничать и вместе популяризировать наследие Рерихов. Но в его состав никогда не войдем: наш музей создавался как общественный — такова воля самого Святослава Николаевича. К тому же в постановлении Мосгорсуда, отказавшегося признать нас наследником Святослава Николаевича, нет ни слова о том, что мы должны передать свою коллекцию государству — она принадлежит нашему музею».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+