Объединение наследия Рерихов проходит болезненно

Усадьба Лопухиных
Усадьба Лопухиных

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) передало здания усадьбы Лопухиных, где сейчас располагается общественный музей имени Николая Рериха Международного центра Рерихов (МЦР), в оперативное управление Государственному музею искусства народов Востока. Соответствующее сообщение было опубликовано на сайте Росимущества 25 ноября.

В связи с этим на сайте МЦР появилось открытое письмо на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, где выражается обеспокоенность судьбой общественного музея и центра, размещающихся в усадьбе последние 26 лет. В письме сказано, что «передача усадьбы Государственному музею Востока была инициирована руководством Министерства культуры РФ, которое давно планирует создать в усадьбе Лопухиных государственный музей вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха».

В Музее Востока факт передачи усадьбы в оперативное управление подтвердили. Заместитель генерального директора по научной работе Тигран Мкртычев пояснил, что здания сейчас находятся в процессе передачи, в них планируется организовать музей Николая Рериха. «Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках общего государственного музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться в полном объеме», — добавил он, также выразив надежду на конструктивный диалог между организациями.

Как рассказал нашему изданию вице-президент МЦР Александр Стеценко, при передаче усадьбы Музею Востока возникла правовая коллизия, поскольку в августе 2014 года правительство Москвы передало усадьбу Лопухиных испытывавшему материальные трудности МЦР в безвозмездное пользование, также списав задолженность по арендной плате. Позднее, в октябре 2015 года, строения перешли в собственность Российской Федерации — Росимущества. По словам Стеценко, после передачи зданий усадьбы в оперативное управление Музея Востока последний не сможет их использовать из-за нахождения там МЦР. «Мы чувствуем большую опасность, что договор с Центром Рерихов будет расторгнут под любым предлогом, чтобы выселить нас из усадьбы», — говорит он. На данный момент МЦР обратился в Росимущество для перезаключения договора безвозмездного пользования с новым собственником здания. Никаких действий по выселению центра из усадьбы пока предпринято не было.

Усадьба Лопухиных была передана МЦР в 1989 году по просьбе Святослава Рериха для размещения там общественного музея имени его отца. В последние годы между московскими властями и Росимуществом шли переговоры о ее статусе (муниципальный либо федеральный), вопрос о котором не был урегулирован и закреплена она ни за кем не была. В марте 2015 года представители Министерства культуры заявляли, что здания необходимо оставить за МЦР. О планах создать единый государственный музей Рерихов стало известно этой осенью; министерство надеется объединить в нем работы, находящиеся в трех государственных собраниях: Музея Востока, Третьяковской галереи и Русского музея. Планировалось подключить и собрание МЦР — для этого музей должен получить особый статус, позволяющий общественным объединениям участвовать в организации его работы.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+