Приключения наследия Рерихов продолжаются

Кооперация с ГМИИ им. А.С.Пушкина, прецедент Верховного суда насчет частных музеев, сотрудничество Блаватской с охранкой и многое другое

В Министерстве культуры прошел брифинг, на котором журналистам сообщили свежие новости относительно ситуации с имуществом Международного центра Рерихов (МЦР) и его зданием в Малом Знаменском переулке, переданном в качестве филиала Музею Востока.

Усадьба Лопухиных

Усадьба Лопухиных, в которой располагался Музей Рерихов. Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5 с. 4. Фото: Татьяна Белова / Лори
Усадьба Лопухиных, в которой располагался Музей Рерихов. Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5 с. 4.
Фото: Татьяна Белова / Лори

До 2017 года МЦР располагался в особняке — усадьбе Лопухиных позади главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина и между двумя старинными домами, переданными Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и вошедшими в музейный городок. В 2017 году усадьба перешла новому государственному Музею Рерихов в статусе филиала Музея Востока. На следующий год в здании открылась экспозиция, однако осенью музей открыл масштабную выставку «Рерихи. Сохраняя культуру» на ВДНХ (в павильоне № 13 «Здравоохранение»). Тогда же было объявлено, что постоянная экспозиция Музея Рерихов может поселиться на ВДНХ. Наконец, в январе Музей Рерихов рассказал, что постоянная экспозиция откроется на ВДНХ в апреле 2019 года, а усадьба Лопухиных будет реставрироваться. 

На встрече с журналистами директор Департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов объявил, что усадьбу Лопухиных могут ждать и другие изменения. По его словам, в течение года, пока работала экспозиция, ведомство анализировало количество посетителей и пришло к выводу, что оно слишком мало для музея, находящегося в таком центральном и популярном благодаря ГМИИ месте, как Волхонка. По его словам, министерство сегодня решает вопрос «совместного использования» здания Музеем Востока и Пушкинским музеем. «На основе доброго сотрудничества директора обоих музеев скоро представят свое видение министерству», — сообщил Кононов, добавив, что «мы рассматриваем их как совокупность единого музейного квартала». Возможно, музеи придут к мысли о реализации совместных выставочных проектов.

Ранее на запрос The Art Newspaper Russia о перспективах включения усадьбы Лопухиных в музейный городок (или его туристические маршруты) директор ГМИИ Марина Лошак ответила: «Мы сейчас находимся внутри серьезного переговорного процесса и понимания правильного решения с усадьбой. Все решения принимает Министерство культуры, исходя из наибольшей целесообразности». Генеральный директор Музея Востока Александр Седов неделей ранее сказал нашему изданию, что «вопрос про интеграцию с ГМИИ нерелевантен».

Советник министра культуры Кирилл Рыбак, курирующий данную тему, рассказал на брифинге о будущей реставрации усадьбы и ее текущем состоянии. Здание требует серьезного ремонта — например, фундаменту необходимо укрепление, а в подвале сейчас проблемы с влагоизоляцией, из-за чего завелся грибок. Как отдельный вопрос придется рассматривать недостаточную инсоляцию здания. Также, по его словам, на территории усадьбы обнаружены большие проблемы, связанные с нецелевым использованием участка предыдущим владельцем. МЦР, говоря, что занимается восстановлением дореволюционной вспомогательной застройки, на самом деле предпринимал самовольное строительство (о чем есть соответствующие постановления). Эти новострои на территории придется ликвидировать. 

Кононов не смог озвучить точные сроки, когда реставрация усадьбы завершится. Стадия проектирования начнется в этом году, а сколько лет займет активная стадия — неизвестно, предположительно на это уйдет два-три года. 

Судьба наследия

ВДНХ, павильон №13 «Здравоохранение». Фото: ВДНХ
ВДНХ, павильон №13 «Здравоохранение».
Фото: ВДНХ

В стенах МЦР находилось художественное и архивное наследие семьи Рерихов, которое условно можно поделить на две категории. Первая попала в центр из Советского фонда Рерихов (дар Святослава Рериха). 

Второй блок имущества — картины, доставшиеся МЦР позже от других лиц. Помимо картин Николая и Святослава Рерихов, туда входят, в частности, полотна художника-космиста Виктора Черноволенко, имущество, вывезенное МЦР из квартиры Юрия Николаевича Рериха, и прочее. 

Они арестованы и переданы на ответственное хранение в Музей Востока. Любопытно, что, по словам Рыбака, при исследовании этих произведений авторство Рериха в нескольких случаях было отведено. (Николай Рерих входит в число самых дорогих русских художников: аукционный рекорд на него в 2013 году составил £7,88 млн за картину «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)»). 

Эти произведения также делятся на две группы. Первая — имущество, арестованное в рамках дела по банкротству «Мастер-банка», бывший председатель которого Борис Булочник был покровителем музея и преподносил центру дары. Также дары музею приносили другие лица (бравшие для этого кредиты в «Мастер-банке», что также стало предметом разбирательства).

Вторая — это имущество, арестованное в рамках налогового дела МЦР. В конце января должен начаться суд по заявлению налоговой, касающийся этого дела. По словам Рыбака, дальнейшая судьба арестованных картин будет регулироваться законодательством и решениями суда, где все очень прозрачно. Например, если налоговый долг будет погашен, то удерживаемые по нему полотна Рериха будут возвращены законному владельцу. 

О судьбе советской части наследия нам рассказал директор Музея Востока Александр Седов: «Государственный музей Востока завершил работу по постановке на учет и занесению в Государственный каталог музейного фонда РФ предметов из коллекции, переданной Святославом Рерихом Советскому фонду Рерихов». 

Рассказывая о работе Музея Востока с полученным наследием, Рыбак отдельно подчеркнул, что параллельно Музей Рерихов занимается активной публикацией архивов Рерихов, выкладывая на сайт музея в открытом доступе огромное количество документов и писем. В течение двух месяцев было отсканировано более 160 тыс. стр. (648 дел), из них 40 тыс. уже размещены на сайте музея в разделе «Архив».

Причем оцифрованы не только собственноручные письма Николая Рериха, но и важные документы, касающиеся других лиц, — например, весьма любопытное дореволюционное дело философа и литератора Елены Блаватской, где она выражает готовность сотрудничать с властями. Внимательное изучение этих документов позволит по-новому взглянуть на этих деятелей русской культуры.

Верховный суд

Святослав Рерих. «Портрет Николая Рериха». 1928. Фото: Государственный музей искусства народов Востока
Святослав Рерих. «Портрет Николая Рериха». 1928.
Фото: Государственный музей искусства народов Востока

Кирилл Рыбак также сообщил, что дело МЦР стало прецедентным, поскольку в оспаривании решений различных инстанций центр дошел с апелляциями и кассациями до Верховного суда. «Верховный суд крайне редко рассматривает дела, касающиеся вопросов культуры и ее учреждений», — подчеркнул он.

16 января 2019 года Верховный суд РФ постановил, что МЦР не соблюдал требования закона. Налоговые недоимки составляют около 60 млн руб., включая пени. По словам Рыбака, они накопились таким образом: в ходе налоговой проверки выяснилось, что МЦР не ставил картины, полученные в подарок, на учет в составе музейного фонда (тогда бы налогом они не облагались). Оценочная стоимость этих даров, по мнению приглашенных независимых экспертов, составила 546,5 млн руб. 

В рамках этого дела Верховный суд, комментируя закон о музейном фонде, дал оценку законодательству относительно понятия «музейный предмет», что будет иметь последствия не только для МЦР, но и для последующих случаев с частными музеями. Согласно этому решению, термин «музейный предмет» в законе употребляется только во время включения и исключения вещи из музейного фонда. Суд постановил, что произведения искусства, которые не были включены в состав музейного фонда, не могут быть квалифицированы как имущество, не облагаемое налогом. (Подробнее см. Определение Верховного суда РФ № 305-КГ18-18425.)

Также Верховный суд прокомментировал, что такое «музей»: его цели четко определены в российском Законе о музеях; имущество у него находится не в собственности, а в оперативном управлении; кроме того, музеи являются «учреждениями», в то время как МЦР является «общественной организацией», и поэтому на него не могут распространяться музейные привилегии и послабления. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+