18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К чему может привести новый поворот в споре о наследии Николая и Святослава Рерихов?

25 марта состоится экстренный съезд Международного совета рериховских организаций, посвященный судьбе Центра Рерихов, выселяемого из усадьбы Лопухиных; 198 картин из него уже передали на хранение в Музей Востока

25 марта в Москве пройдет съезд Международного совета рериховских организаций, которые принимали участие в реставрации усадьбы Лопухиных и создании Международного центра Рерихов (МЦР). Руководство МЦР намерено добиваться возвращения себе изъятых работ. «Если мы не найдем поддержку внутри России, будем обращаться к международной общественности», — заявил TANR вице-президент МЦР Александр Стеценко.

С участием спецназа

7 марта многолетний спор о наследии Николая и Святослава Рерихов получил неожиданное продолжение. В этот день в Международном центре Рерихов (МЦР) в Москве прошел обыск.

По данным ТАСС, сотрудники спецназа изъяли из музейного фонда около 200 работ художников, подаренных МЦР его бывшим спонсором — председателем правления «Мастер-банка» Борисом Булочником. В 2015 году на предпринимателя завели уголовное дело по преднамеренному банкротству банка, а сам Булочник был заочно арестован и объявлен в международный розыск. В МВД утверждают, что изъятые картины были куплены бизнесменом на похищенные средства клиентов банка. Как сообщил TANR заместитель директора Государственного музея искусства народов Востока Тигран Мкртычев, 198 работ из собрания МЦР переданы на временное хранение в музей и останутся там до конца следствия. Вопрос об их дальнейшей судьбе будет решаться после привлечения обвиняемых к ответственности, уточнил юрисконсульт музея Юрий Избачков.

В МЦР изъятие экспонатов называют неправомерным. «Период расследования уголовного дела против Бориса Булочника — 2010–2013 годы. За это время нам было подарено всего девять работ. Все остальные картины были приобретены Булочником и переданы МЦР в начале 2000-х годов и никакого отношения к уголовному делу не имеют», — говорит вице-президент МЦР Александр Стеценко.

В руководстве МЦР убеждены: прошедший обыск инициирован Министерством культуры для того, чтобы выселить центр из усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. «После смерти нашего генерального директора Людмилы Шапошниковой, которая была исполнителем завещания Святослава Рериха, и члена правления МЦР Евгения Примакова Министерство культуры, понимая, что нас некому защитить, бесконечно кошмарит наш центр. Только за 2016 год у нас было 17 внеплановых проверок: нас подозревали в экстремизме, в сокрытии боевиков с Украины и черт знает в чем еще. Когда в конце 2015 года усадьбу Лопухиных передали в оперативное управление Музею Востока, Минкульт начал процедуру выселения нас из усадьбы. Вооруженный захват МРЦ — часть этой политики», — говорит вице-президент МЦР Александр Стеценко.

Хроника квартирного вопроса

Накануне Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. По мнению руководства музея, центр не выполнил условий договора безвозмездного использования помещений.

В ближайшем будущем должна определиться судьба еще десяти работ Николая Рериха, найденных в конце февраля в хорватском Загребе. Среди них — «Языческая Русь», «Пара нирвана», «Приказ учителя» и другие картины, ранее считавшиеся утраченными. На ценную находку претендуют Музей Востока и МЦР. Как сообщили TANR в пресс-службе Министерства культуры, вопрос о возможной передаче работ России может занять не один год.

Наследие семьи художников Рерихов, которое сейчас хранится в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, делят больше 20 лет. В 1989 году Святослав Рерих создал Советский фонд Рерихов (СФР), которому завещал 432 картины отца. В 1991 году CФР был преобразован в МЦР и унаследовал всю его коллекцию.

В 2001 году в суде руководство Центра Рерихов пыталось добиться передачи в его фонд картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока). Однако тогда иск не был удовлетворен. В июне 2014 года Мосгорсуд постановил, что МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований.

Консенсусным решением проблемы эксперты называют создание нового музея Рерихов на базе МЦР — эта идея широко обсуждалась последние несколько лет. Зимой прошлого года стало известно, что музей семьи Рерихов будет создан на базе коллекции, которая хранится в Музее Востока. Он расположится в усадьбе Лопухиных, которую сейчас занимает МЦР. Ранее сообщалось, что здание могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Руководство МЦР заявляло о своей готовности сотрудничать с министерством и новой музейной структурой при условии признания за центром права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов. Затраты на содержание музея, по предварительным оценкам, могут составить приблизительно 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств. По данным Минкульта, на создание нового музея уйдет несколько лет. Одним из первых шагов по его учреждению станет открытие этим летом крупной выставки, которая объединит лучшие работы Николая и Святослава Рерихов из собраний ведущих мировых музеев.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+