The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей семьи Рерихов появится в составе Музея Востока

Фото: Виктор Великжанин /ТАСС

Фото: Виктор Великжанин /ТАСС

Музей семьи Рерихов откроется в Малом Знаменском переулке в Москве в усадьбе Лопухиных, которую до передачи в декабре 2015 года Государственному музею искусства народов Востока занимала общественная организация «Международный центр Рерихов» (МЦР). Об этом рассказал директор Музея Востока Александр Седов, представляя концепцию нового музея на коллегии в Министерстве культуры РФ.

По его словам, основой коллекции станет та часть наследия Николая и Святослава Рерихов, которая в настоящее время закреплена за Музеем Востока. В постоянную экспозицию войдут картины, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. На новое место предполагается перенести и мемориальный кабинет Николая Рериха, ныне располагающийся в Музее Востока. Собрание нового музея планируется дополнить вещами, которыми несколько десятилетий распоряжался МЦР, назвавшийся правопреемником Советского фонда Рерихов (СФР): его в 1989 году создал Святослав Рерих и завещал фонду более 400 картин отца.

Вообще наследие Рерихов делили не одно десятилетие, и создание нового музея может поставить точку в непросто складывавшихся взаимоотношениях МЦР и Музея Востока. В 2001 году в суде МЦР пытался добиться передачи ему картин из Музея Востока, которые Святослав Рерих привез в СССР и передал советскому Министерству культуры (с 1993 года они находятся в оперативном управлении Музея Востока), но безуспешно. Взаимные обвинения длились много лет, пока в июне 2014 года Мосгорсуд не вынес окончательное решение: МЦР не является правопреемником СФР и его претензии к Музею Востока не имеют правовых оснований. Общественная организация к этому времени лишилась своего основного спонсора — экс-председателя правления «Мастер-банка» Бориса Булочника, против которого возбудили уголовное дело, а сам он находится в международном розыске. Таким образом, МЦР остался без основной финансовой поддержки и не смог в полном объеме оплачивать содержание памятника архитектуры, который в конечном итоге Москва передала в федеральное ведение.

Как рассказал на коллегии Седов, сейчас продолжаются «интенсивные переговоры о возможностях и условиях интеграции коллектива МЦР в состав создаваемого Музея семьи Рерихов». В свою очередь, вице-президент МЦР Александр Стеценко говорил, что они готовы сотрудничать с Министерством культуры и новой музейной структурой с условием признания за ними права на принадлежавшую СФР часть наследия Рерихов.

Создание филиала Музея Востока потребует усиления кадрового состава — к уже работающим в отделе наследия Рерихов музейщикам могут добавиться специалисты по выставочной деятельности и маркетингу. «Административно-хозяйственная деятельность в управлении имущественным комплексом создаваемого музея будет осуществляться существующими структурами Музея Востока при определенном увлечении численности штата», — рассказал Седов.

Дополнительные расходы на работу филиала: содержание, оплату коммунальных услуг и охрану — ориентировочно составляют 36 млн руб. в год. Помимо субсидий на выполнение государственного задания, финансирование будет осуществляться за счет внебюджетных доходов и спонсорских средств.

В настоящее время сроки открытия Музея семьи Рерихов не называются, однако уже известно, что усадьбу Лопухиных могут включить в план музейного квартала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Материалы по теме
Просмотры: 3254
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru