18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объединение наследия Рерихов проходит болезненно

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) передало здания усадьбы Лопухиных, где сейчас располагается общественный музей имени Николая Рериха Международного центра Рерихов (МЦР), в оперативное управление Государственному музею искусства народов Востока. Соответствующее сообщение было опубликовано на сайте Росимущества 25 ноября.

В связи с этим на сайте МЦР появилось открытое письмо на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, где выражается обеспокоенность судьбой общественного музея и центра, размещающихся в усадьбе последние 26 лет. В письме сказано, что «передача усадьбы Государственному музею Востока была инициирована руководством Министерства культуры РФ, которое давно планирует создать в усадьбе Лопухиных государственный музей вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха».

В Музее Востока факт передачи усадьбы в оперативное управление подтвердили. Заместитель генерального директора по научной работе Тигран Мкртычев пояснил, что здания сейчас находятся в процессе передачи, в них планируется организовать музей Николая Рериха. «Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках общего государственного музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться в полном объеме», — добавил он, также выразив надежду на конструктивный диалог между организациями.

Как рассказал нашему изданию вице-президент МЦР Александр Стеценко, при передаче усадьбы Музею Востока возникла правовая коллизия, поскольку в августе 2014 года правительство Москвы передало усадьбу Лопухиных испытывавшему материальные трудности МЦР в безвозмездное пользование, также списав задолженность по арендной плате. Позднее, в октябре 2015 года, строения перешли в собственность Российской Федерации — Росимущества. По словам Стеценко, после передачи зданий усадьбы в оперативное управление Музея Востока последний не сможет их использовать из-за нахождения там МЦР. «Мы чувствуем большую опасность, что договор с Центром Рерихов будет расторгнут под любым предлогом, чтобы выселить нас из усадьбы», — говорит он. На данный момент МЦР обратился в Росимущество для перезаключения договора безвозмездного пользования с новым собственником здания. Никаких действий по выселению центра из усадьбы пока предпринято не было.

Усадьба Лопухиных была передана МЦР в 1989 году по просьбе Святослава Рериха для размещения там общественного музея имени его отца. В последние годы между московскими властями и Росимуществом шли переговоры о ее статусе (муниципальный либо федеральный), вопрос о котором не был урегулирован и закреплена она ни за кем не была. В марте 2015 года представители Министерства культуры заявляли, что здания необходимо оставить за МЦР. О планах создать единый государственный музей Рерихов стало известно этой осенью; министерство надеется объединить в нем работы, находящиеся в трех государственных собраниях: Музея Востока, Третьяковской галереи и Русского музея. Планировалось подключить и собрание МЦР — для этого музей должен получить особый статус, позволяющий общественным объединениям участвовать в организации его работы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+