The Art Newspaper Russia
Поиск

Объединение наследия Рерихов проходит болезненно

Усадьба Лопухиных

Усадьба Лопухиных

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) передало здания усадьбы Лопухиных, где сейчас располагается общественный музей имени Николая Рериха Международного центра Рерихов (МЦР), в оперативное управление Государственному музею искусства народов Востока. Соответствующее сообщение было опубликовано на сайте Росимущества 25 ноября.

В связи с этим на сайте МЦР появилось открытое письмо на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, где выражается обеспокоенность судьбой общественного музея и центра, размещающихся в усадьбе последние 26 лет. В письме сказано, что «передача усадьбы Государственному музею Востока была инициирована руководством Министерства культуры РФ, которое давно планирует создать в усадьбе Лопухиных государственный музей вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха».

В Музее Востока факт передачи усадьбы в оперативное управление подтвердили. Заместитель генерального директора по научной работе Тигран Мкртычев пояснил, что здания сейчас находятся в процессе передачи, в них планируется организовать музей Николая Рериха. «Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках общего государственного музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться в полном объеме», — добавил он, также выразив надежду на конструктивный диалог между организациями.

Как рассказал нашему изданию вице-президент МЦР Александр Стеценко, при передаче усадьбы Музею Востока возникла правовая коллизия, поскольку в августе 2014 года правительство Москвы передало усадьбу Лопухиных испытывавшему материальные трудности МЦР в безвозмездное пользование, также списав задолженность по арендной плате. Позднее, в октябре 2015 года, строения перешли в собственность Российской Федерации — Росимущества. По словам Стеценко, после передачи зданий усадьбы в оперативное управление Музея Востока последний не сможет их использовать из-за нахождения там МЦР. «Мы чувствуем большую опасность, что договор с Центром Рерихов будет расторгнут под любым предлогом, чтобы выселить нас из усадьбы», — говорит он. На данный момент МЦР обратился в Росимущество для перезаключения договора безвозмездного пользования с новым собственником здания. Никаких действий по выселению центра из усадьбы пока предпринято не было.

Усадьба Лопухиных была передана МЦР в 1989 году по просьбе Святослава Рериха для размещения там общественного музея имени его отца. В последние годы между московскими властями и Росимуществом шли переговоры о ее статусе (муниципальный либо федеральный), вопрос о котором не был урегулирован и закреплена она ни за кем не была. В марте 2015 года представители Министерства культуры заявляли, что здания необходимо оставить за МЦР. О планах создать единый государственный музей Рерихов стало известно этой осенью; министерство надеется объединить в нем работы, находящиеся в трех государственных собраниях: Музея Востока, Третьяковской галереи и Русского музея. Планировалось подключить и собрание МЦР — для этого музей должен получить особый статус, позволяющий общественным объединениям участвовать в организации его работы.

Материалы по теме
Просмотры: 3557
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
6
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
7
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
8
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
9
Beat Film Festival покажет фильмы об искусстве
Показы пяти документальных картин пройдут в летнем кинотеатре музея «Гараж» с 1 по 10 июня. Среди них — нашумевшие ленты Аньес Варда и художника JR, Натаниеля Кана и других.
19 апреля 2018
10
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru