18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что случилось в мире искусства 20 февраля

Мумии в ГМИИ им. Пушкина, найденные в Хорватии картины Рериха, грандиозная ретроспектива Абрамович и победители премии в области интернет-искусства — в нашем вечернем обзоре

ГЭС-2. Фото:  Ernest Em
ГЭС-2.
Фото: Ernest Em

Долгожданная выставка саунд-арта «Геометрия настоящего» открылась в московской ГЭС-2. Пятнадцать международных саунд-арт-художников, среди которых Джеймс Ричардс, Кодзо Инада, Яна Виндерин, Тео Берт, представили созданные специально для цехов и залов бывшей электростанции звуковые инсталляции. С 22 февраля на ГЭС начнутся концерты, программу откроет выступление ветерана московского андерграунда Алексея Тегина совместно с лидером группы Sunn O))) Стивеном О’Мейли. В середине недели на площадке стартует программа дискуссий и воркшопов, посвященных саунд-арту, а также перформансов, переосмысляющих архитектурное пространство сооружения. О том, как шел ремонт станции, кто выбирал художников и как формировалась программа, читайте в нашем специальном репортаже.


Десять исчезнувших картин Николая Рериха найдены в Хорватии. Как сообщил ТАСС, на днях сотрудники российского посольства обнаружили в одном из музеев Загреба шедевры, среди которых «Языческая Русь», «Пара нирвана», «Приказ учителя». По словам Анвара Азимова, посла России в Хорватии, картины участвовали в выставке художника в конце 1930-х годов, «а после войны их просто забыли». Теперь полотна хотят вернуть на родину, и интересно, в какую коллекцию попадут находки. На шедевры претендует Музей искусства народов Востока, а также Международный центр Рерихов, отношения между которыми, мягко говоря, натянутые. В целом зима 2016–2017 годов запомнится громкими живописными находками и возвращениями, о которых можно прочитать на нашем сайте.


Объявлены победители международной премии Net-арта Prix Net Art-2017. Уже третий год некоммерческий шанхайский арт-центр Chronus и американская онлайн-платформа Rhisome поддерживают виртуальные художественные практики, отмечая самые удачные проявления искусства в Интернете. В этом году жюри, в состав которого вошли куратор Нового музея современного искусства в Нью-Йорке Лорен Корнелл и куратор Музея американского искусства Уитни Кристиан Пауль, выбрало не двух, как обычно, а трех победителей, разделив между ними награду в $15 тыс. Призерами стали итальянские художники Ева и Франко Мэттс, американская писательница и дизайнер компьютерных игр, скрывающаяся под псевдонимом Porpentine Charity Heartscape, а также выходец из ЮАР Богоси Секукуни. Ссылки на работы призеров можно найти на сайте премии.


Новый перформанс и юношеские работы Марины Абрамович покажут на ее самой крупной ретроспективе в Европе. Выставка открылась в Музее современного искусства в Стокгольме 18 февраля и включает в себя 150 работ, от документаций и фильмов до сделанных в 1960-е фотографий, дневников и картин, малоизвестных или никогда не выставлявшихся до этого. В экспозицию войдут произведения, созданные в соавторстве с западногерманским перформансистом Улаем, а также зрителей ждет новая работа — грандиозный перформанс «Уборщик», в котором примут участие 40 хоров и еще четыре десятка отдельных исполнителей. Подробности читайте у нас на сайте.


Музеи, библиотеки и культурные институции по всему миру провели акцию #ДеньФактов. Она была запущена в минувшую пятницу, а ее главной целью стала борьба с дезинформацией в «постфактовую эпоху». Авторы проекта — музейные сотрудницы Мара Курландская и Эллисон Хартли, которые отметили, что целью проекта является не политическое заявление, а подтверждение того, что музеи были и должны оставаться правдивыми и исчерпывающими источниками информации, хранящими все детали истории. Еще одна их задача — воспитывать в пользователях привычку проверять контент, опираясь на научные доказательства, архивы, памятники и объекты культуры. Так, с помощью хештега активистки призывали музейных сотрудников делиться противоречивыми фактами о медиаграмотности, миграции, климатических изменениях, исторических замалчиваниях. Среди участников проекта — чикагский Музей современного искусства, Музей современного искусства Сан-Франциско, ICSC (Международная организация мемориальных мест), Американский альянс музеев, лондонский Музей науки и многие другие.


Ученые приступили к исследованию мумий из ГМИИ им. Пушкина, выставка которых запланирована на 2019 год. Оказывается, специалисты Курчатовского института, медики, химики и антропологи в течение нескольких месяцев проводят химические анализы и томографию тканей московских экспонатов. Марина Лошак, директор музея, рассказала ТАСС о первых результатах: на данный момент созданы 3D-модели тела и черепной коробки одной из мумий, из специального материала выполнен макет черепа. В коллекции ГМИИ им. Пушкина более 800 древнейших артефактов, в том числе предметы погребального культа, саркофаги с мумиями, папирусы и старинные сосуды и амулеты. Интересно, что в Эрмитаже недавно тоже занялись исследованием забальзамированных тел, найденных в Пазырыкском кургане на Алтае в 1949 году. Подробности — в нашей статье.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+