Что случилось в мире искусства 20 февраля

Мумии в ГМИИ им. Пушкина, найденные в Хорватии картины Рериха, грандиозная ретроспектива Абрамович и победители премии в области интернет-искусства — в нашем вечернем обзоре

ГЭС-2. Фото:  Ernest Em
ГЭС-2.
Фото: Ernest Em

Долгожданная выставка саунд-арта «Геометрия настоящего» открылась в московской ГЭС-2. Пятнадцать международных саунд-арт-художников, среди которых Джеймс Ричардс, Кодзо Инада, Яна Виндерин, Тео Берт, представили созданные специально для цехов и залов бывшей электростанции звуковые инсталляции. С 22 февраля на ГЭС начнутся концерты, программу откроет выступление ветерана московского андерграунда Алексея Тегина совместно с лидером группы Sunn O))) Стивеном О’Мейли. В середине недели на площадке стартует программа дискуссий и воркшопов, посвященных саунд-арту, а также перформансов, переосмысляющих архитектурное пространство сооружения. О том, как шел ремонт станции, кто выбирал художников и как формировалась программа, читайте в нашем специальном репортаже.


Десять исчезнувших картин Николая Рериха найдены в Хорватии. Как сообщил ТАСС, на днях сотрудники российского посольства обнаружили в одном из музеев Загреба шедевры, среди которых «Языческая Русь», «Пара нирвана», «Приказ учителя». По словам Анвара Азимова, посла России в Хорватии, картины участвовали в выставке художника в конце 1930-х годов, «а после войны их просто забыли». Теперь полотна хотят вернуть на родину, и интересно, в какую коллекцию попадут находки. На шедевры претендует Музей искусства народов Востока, а также Международный центр Рерихов, отношения между которыми, мягко говоря, натянутые. В целом зима 2016–2017 годов запомнится громкими живописными находками и возвращениями, о которых можно прочитать на нашем сайте.


Объявлены победители международной премии Net-арта Prix Net Art-2017. Уже третий год некоммерческий шанхайский арт-центр Chronus и американская онлайн-платформа Rhisome поддерживают виртуальные художественные практики, отмечая самые удачные проявления искусства в Интернете. В этом году жюри, в состав которого вошли куратор Нового музея современного искусства в Нью-Йорке Лорен Корнелл и куратор Музея американского искусства Уитни Кристиан Пауль, выбрало не двух, как обычно, а трех победителей, разделив между ними награду в $15 тыс. Призерами стали итальянские художники Ева и Франко Мэттс, американская писательница и дизайнер компьютерных игр, скрывающаяся под псевдонимом Porpentine Charity Heartscape, а также выходец из ЮАР Богоси Секукуни. Ссылки на работы призеров можно найти на сайте премии.


Новый перформанс и юношеские работы Марины Абрамович покажут на ее самой крупной ретроспективе в Европе. Выставка открылась в Музее современного искусства в Стокгольме 18 февраля и включает в себя 150 работ, от документаций и фильмов до сделанных в 1960-е фотографий, дневников и картин, малоизвестных или никогда не выставлявшихся до этого. В экспозицию войдут произведения, созданные в соавторстве с западногерманским перформансистом Улаем, а также зрителей ждет новая работа — грандиозный перформанс «Уборщик», в котором примут участие 40 хоров и еще четыре десятка отдельных исполнителей. Подробности читайте у нас на сайте.


Музеи, библиотеки и культурные институции по всему миру провели акцию #ДеньФактов. Она была запущена в минувшую пятницу, а ее главной целью стала борьба с дезинформацией в «постфактовую эпоху». Авторы проекта — музейные сотрудницы Мара Курландская и Эллисон Хартли, которые отметили, что целью проекта является не политическое заявление, а подтверждение того, что музеи были и должны оставаться правдивыми и исчерпывающими источниками информации, хранящими все детали истории. Еще одна их задача — воспитывать в пользователях привычку проверять контент, опираясь на научные доказательства, архивы, памятники и объекты культуры. Так, с помощью хештега активистки призывали музейных сотрудников делиться противоречивыми фактами о медиаграмотности, миграции, климатических изменениях, исторических замалчиваниях. Среди участников проекта — чикагский Музей современного искусства, Музей современного искусства Сан-Франциско, ICSC (Международная организация мемориальных мест), Американский альянс музеев, лондонский Музей науки и многие другие.


Ученые приступили к исследованию мумий из ГМИИ им. Пушкина, выставка которых запланирована на 2019 год. Оказывается, специалисты Курчатовского института, медики, химики и антропологи в течение нескольких месяцев проводят химические анализы и томографию тканей московских экспонатов. Марина Лошак, директор музея, рассказала ТАСС о первых результатах: на данный момент созданы 3D-модели тела и черепной коробки одной из мумий, из специального материала выполнен макет черепа. В коллекции ГМИИ им. Пушкина более 800 древнейших артефактов, в том числе предметы погребального культа, саркофаги с мумиями, папирусы и старинные сосуды и амулеты. Интересно, что в Эрмитаже недавно тоже занялись исследованием забальзамированных тел, найденных в Пазырыкском кургане на Алтае в 1949 году. Подробности — в нашей статье.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+